О «революции» законодательства в сфере проектирования

Возможен ли «революционный переворот»?

Направлен на согласование в ФОИВ (письмо Минстроя от 08.06.18г.) проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений, Градостроительный кодекс РФ и иные законодательные акты РФ».

Названным проектом ФЗ вносятся принципиальные изменения в существующую систему нормирования в строительстве, а именно:

  • предусмотрена разработка Строительных норм (СН) обязательного применения, в т.ч. по пожарной безопасности, (несомненное преимущество — отпадает необходимость в утверждении Постановлением Правительства по аналогии с ПП РФ от 26.12.2014г. № 1521, которое безнадежно устарело!) и Строительных правил (СП) добровольного применения;
  • создание Минстроем федерального реестра нормативных документов (применение НД, утверждаемых иными ФОИВ, только после внесения в такой реестр!);
  • оценка соответствия требованиям безопасности только при соблюдении СН;
  • исключение оснований для разработки СТУ (ч.2 ст.78 ФЗ №123 и ч.8 ст.6 ФЗ №384);
  • признание утратившими силу абз.1) ч.1 ст.80 (эв-я людей), ч.ч.2-4, 6-11 ст.87 (огн-ть СК), ст.88 (п/п преграды), ст.89 (эв.пути и выходы) ФЗ №123;
  • и др…
ФЗ №123

Обоснование отрицательного Заключения от ФППСО

Проект изменений ч.1 и ч.8 ст.6 ФЗ от 30.12.2009г. ФЗ №384 не распространяется на все стадии жизненного цикла здания или сооружения (отсутствуют стадии реконструкции, капитального ремонта), что противоречит ст.2 и ч.2 ст.3 ФЗ № 384, а также на стадии технического перевооружения, изменения функционального назначения здании, сооружении из-за отсутствия названных стадий также и в действующей редакции ФЗ №384, что противоречит положениям ч.2 ст.1 ФЗ от 22.07.2008г. №123-ФЗ, т.к. его требования для этих этапов жизненного цикла являются обязательными.

Обоснование: пожары с массовой гибелью людей в ТЦ «Адмирал» г. Казань (16 погибших), ТРЦ «Зимняя вишня» г. Кемерово (57 погибших), склад на ул. Уральская г. Москва (8 погибших пожарных-спасателей) и мн. др.

В изменяемой редакции ч.2 ст.6 ФЗ №384 оказалось утраченным прогрессивное и во многих случаях экономически эффективное положение ч.3 ст.6 действующей редакции ФЗ № 384 в отношении возможности соблюдения требований на альтернативной основе (т.н. «гибкое нормирование», широко применяемое во многих зарубежных странах).

В редакции ч.2 ст.6 упущены своды правил по пожарной безопасности, т.к. они не отнесены к СП в сфере строительства.
Таким образом, из изменяемой редакции следует, что застройщики, архитекторы, проектировщики, строители, эксплуатирующие организации, производители современных средств обеспечения безопасности лишаются возможности реализации наиболее эффективных, инновационных, в т.ч. энергосберегающих, решений.

В приказах ФОИВ (Минстрой, МЧС и др.) по их утверждению СП устанавливаются сроки их вступления в силу, поэтому сам факт включения Минстроем норм в Реестр не должен приводить к изменениям на завершающих этапах проектирования, иначе это приведет к существенному увеличению сроков и заметному удорожанию стоимости соответствующих работ.

В изменяемой редакции ч.б ст.6 ФЗ №384 в отношении ревизии и пересмотра (актуализации) не реже чем каждые 5 лет следует дополнительно включить своды правил по пожарной безопасности, чтобы минимизировать дублирующие и противоречащие друг другу положения со строительными нормами, строительными правилами согласно изменяемой редакции ч.2 ст.6 ФЗ №384 (в настоящее время ряд сводов правил действуют около 10 лет при очевидной необходимости в их изменении и дополнении, даже при готовности в ВНИИПО и МЧС новой редакции таких документов: примеры — СП 8.13130.2009 и СП 10.13130.2009 — более 40 лет нет норматива для зданий более 150 тыс.куб.м!.

В изменяемой редакции ст.б ФЗ №384 исключена ч.8 существующей редакции ст.6 в отношении Специальных технических условия (СТУ) при отступлении от обязательных требований, их недостаточности по безопасности и надежности или отсутствии в нормах (впервые понятие технических условий введено в нормы Н-102-54 и применялось даже в условиях жесткой системы административного управления в СССР!). В условиях обязательных требований в виде СН на многих стадиях жизненного цикла зданий, сооружений при применении новаторских архитектурных, объемно-планировочных и инженерно-технических решений неизбежно отступление от таких требований или такие требования окажутся неустановленными, т.е. отсутствующими в СН и других нормативных документах, в т.ч. по пожарной безопасности!

В изменяемой редакции ч.б ст.15 ФЗ № 384 необоснованно оказались утраченными (это консервативный подход и возврат к нормативной базе 40-летней давности!) положения в отношении обоснования проектных решений не только ссылками на требования нормативных документов из Реестра (в предлагаемой редакции), но и на требования СТУ а также результаты исследований, расчетов и (или) испытаний, моделирования, оценки риска. Использование перечисленных способов из-за недостаточности или отсутствия нормативных требований имеет широкое применение в практике проведения государственной и негосударственной экспертизы проектной документации (ст.49 Градостроительного кодекса РФ), проведении проверок органами строительного контроля (ст.53 Градостроительного кодекса РФ) и государственного строительного надзора (ст.54 Градостроительного кодекса РФ), Федерального государственного пожарного надзора (ст.б ФЗ от 21.12.1994г. № 69 «О пожарной безопасности» в ред. ФЗ от 28.05.2017г. № 100-ФЗ», ч.1 ст.б и ст.144 ФЗ от 22.07.2008г. № 123-ФЗ, постановление Правительства РФ от 17.08.2016г. № 806 — риск-ориентированный подход!).

Действующую редакцию ч.б ст.15 необходимо обязательно сохранить, особенно в связи с действием ст.17 ФЗ № 384, где имеется ссылка именно на ч.б ст.15!).
В редакции ч.2 ст.6 упущены своды правил по пожарной безопасности.

В статье 3 законопроекта в отношении изменений в ФЗ от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»:

  • исключить из законопроекта п.2) о признании утратившей силу ч.2 ст.78 в отношении СТУ. Частично можно упростить процедуру согласования СТУ в МЧС России и Минстрое России путем внесения корректировок соответственно в приказ МЧС России от 28.11.2011г. №710 (возможно достаточно получение НТЗ от организаций из Реестра МЧС) и приказ Минстроя России от 15.04.2016г. №248/пр.
  • нецелесообразно изменение редакции абзаца 1 ч.1 ст.80 (эвакуация в БЗ), поскольку требования установлены именно ФЗ №123 и сводами правил по его реализации, а в ФЗ №384 какие-либо противопожарные требования отсутствуют;
  • необоснованно считать утратившими силу ч.ч. 2-4 и 6-11 ст.87 ФЗ №123 по огнестойкости в связи с тем, что реализация этих требований обеспечена в СП 2.13130.2012 и СП 4.13130.2013; в дальнейшем в принципе можно было бы по линии МЧС России внести в вышеуказанные части ст.87 изменения в отношении избыточной детализации требовании с указанием конкретных показателей; Аналогично нельзя считать утратившими силу статьи 88 и 89 (противопожарные преграды и эвакуация), т.к. это сделает неэффективными требования СП 2.13130.2012, СП 1.13130.2009 и СП 4.13130.2013;
  • признание утратившими силу табл. 21-25 приложения к ФЗ №123 фактически приведет к потере необходимости СП 2.13130.2012 и СП 4.13130.2013.

Необходимые дополнения в ст.20.4 КоАП (к законопроекту МЧС-2018)

Дополнить ст.20.4 двумя частями (письмо Палаты Чуприяну А.П. от 08.08.2018г. № 098/мв):

частью 1.2 следующего содержания:

«1.2. Нарушения требований пожарной безопасности, выразившиеся в отсутствии у собственника, руководителя организации, иных должностных лиц, уполномоченных владеть, распоряжаться имуществом, подтверждения соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, в том числе с применением риск-ориентированного подхода, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток.»;

частью 1.3 следующего содержания:

«1.3. Нарушения требований пожарной безопасности, выразившиеся в применении фальсифицированной, контрафактной и иной продукции, не отвечающих требованиям безопасности, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, -от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток; на юридических лиц — от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.».

Некоторые новации проекта СП 2.13130 (ред. 2018г.)

4.3. Требования настоящего СП основаны на данных о пределах огнестойкости, полученных при стандартном температурном режиме. При определении пределов огнестойкости при альтернативных или реальных температурных режимах (см. ГОСТР ЕН 1363-2-2014 Конструкции строительные. Испытания на огнестойкость. Альтернативные и дополнительные методы) необходимо разрабатывать иные требования к степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности зданий, размерам пожарных отсеков и т.д.

5.2.1 Пределы огнестойкости строительных конструкций по альтернативным температурным режимам определяются в специально оговоренных случаях, установленных НД по пожарной безопасности (пока в СП этого нет!).

Автоматическое пожаротушение — перспективы по целям 2,3 и 4 ст.61 ФЗ №123

Ст.61.
Ч.2. Применение автоматических и (или) автономных установок пожаротушения должно обеспечивать достижение одной или нескольких целей:

1) ликвидация пожара в помещении (здании) до возникновения критических значений ОФП (программные продукты — Феникс+, СИТИС, Пожбезопасность и др.);

2) ликвидация пожара в помещении (здании) до наступления пределов огнестойкости СК (Руководство по расчетам на ЭВМ огн-ти ЖБК — ВНИИПО, 1975г.); не реализовано требование ч.2 ст.35 (в условиях станд. испытаний или в результате расчетов) и ч.10 ст.87 ФЗ №123 — расчетно-аналитическим методом по НД по ПБ, которых пока нет!);

3) ликвидация пожара в помещении (здании) до причинения максимально допустимого ущерба защищаемому имуществу (нет критерия и методик расчетов!);

4) ликвидация пожара в помещении (здании) до наступления опасности разрушения технологических установок (нетутвержденных методик!).

Эвакуация для зданий с атриумами — новации в СП!

Допускается принимать эвакуационными выходы (этого нет в ст.89 ФЗ и СП 1.13130!) :

  • в коридор, ведущий через пространство атриума или галереи атриума в эвакуационные лестничные клетки (непосредственно или через коридор безопасности) или наружу (непосредственно или через коридор безопасности);
  • через пространство атриума с эскалатором (открытой лестницей) или галереи атриума в эвакуационные лестничные клетки (непосредственно или через коридор безопасности) или наружу (непосредственно или через коридор безопасности);
  • из помещений, галерей на наружную открытую лестницу (с отметок не выше 18 м); в соседнее помещение, обеспеченное выходами, указанными в нормативных документах по пожарной безопасности (состав конкретных решений в ст.89 ФЗ №123 следует исключить!).

Эвакуационные пути и выходы должны быть обеспечены навигационными и фотолюминесцентными эвакуационными системами согласно требованиям ГОСТ Р 12.2.143.

Защита периметра атриума (этого нет в ст.89 ФЗ и СП 4.13130!):

  • устройство опускающихся при пожаре противодымных штор, экранов, занавесов с пределом огнестойкости не менее E45 с автоматическими и дистанционно управляемыми приводами (без термоэлементов) или стационарными противодымными экранами;
  • системой орошения спринклерными оросителями АУП, установленными в междуэтажных перекрытиях (под выступающими конструкциями) атриума на расстоянии не более 0,5 м от края проема и с шагом 1,5-2 м (без установки спринклерных оросителей в уровне остекленного покрытия атриума).

Пожаротушение — новации в СП для высотных зданий!

С целью минимизации последствий от ложных срабатываний применение спринклерных и других видов АУПТ с контролем срабатывания.

Высотные здания — оборудование автоматическими установками сдерживания пожара (АУСП) согласно требованиям ст.117 ФЗ №123 с оросителями (распылителями) с принудительным пуском (С-ПП), активируемыми сигналом от АПС и пожарного сателлитного извещателя. Оросители С-ПП (в том числе тонкораспыленной воды) устанавливать:

  • над дверными и оконными проемами помещений — из расчета, чтобы его принудительное вскрытие при обнаружении пожара в помещении сдерживало распространения огня за пределы этого помещения;
  • в коридорах — с параметрами интенсивности орошения и расхода воды в соответствии с СП 5.13130 для помещении 1-и группы пожарной опасности.

Возможность ручного пуска АУСП при визуальном обнаружении пожара в помещении — по сигналу от устройств дистанционного пуска и из помещения пожарного поста.

Для зданий высотой более 100 метров предусматривать в технических помещениях на этажах из расчета на каждые 50 м высоты здания или в каждом из пожарных отсеков размещение модульных установок пожаротушения (агрегатного типа) тонкораспыленнои водой с емкостями для огнетушащеи жидкости заводской готовности для их использования при пожаре подготовленным персоналом и/или пожарно-спасательными подразделениями.

На каждом этаже высотного здания предусматривать шкафы в исполнении ШПМИ с водокольцевой катушкой, укомплектованной шлангом длиной не менее 20 м и ручным перекрывным пожарным стволом, а также средствами спасения людей с высоты и индивидуальными средствами защиты органовдыхания.

Выводы

На основе вышеприведенных примеров (по факту их существенно больше!) целесообразно активизировать:

  • взаимодействие с общественными организациями (ОООР «ФППСО», НСОПБ и др.) в части развития контактов с ФОИВ, техническими комитетами (ТК №274, ТК №465, ТК №435, ТК №001 «Производственные услуги») Росстандарта России при развитии системы национальных и профессиональных стандартов, обеспечивающих расширение сферы реализации продукции (услуг), создание благоприятных условий на рынке занятости населения, эффективное функционирование систем сертификации и декларирования;
  • участие в создании МГС по реализации ТР ЕАЭС № 043/2017 (в плане на 2018-2020г.г. их около 100, из них 80 — разрабатывает Россия) с максимальным смещением приоритета от способа конкурентной борьбы к применению в потребительской среде качественной продукции (услуг);
  • продвижение инновационных отечественных разработок за счет изменений требований пожарной безопасности как в ФЗ, так и в сводах правил по их реализации с учетом многолетнего опыта применения ранее действовавших нормативных документов, расчетов по оценке пожарных рисков для безопасности людей и имущества согласно требованиям ФЗ №184 «О техническом регулировании» и ст.ст.15 и 17 ФЗ №384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а также экономической целесообразности таких требований.

Автор доклада: Мешалкин Е.А.
д.т.н., профессор, академик НАН ПБ, ВАН КБ
Председатель Правления ОООР «ФППСО»
Генеральный директор ООО «Гефест групп»
Член Экспертного Совета МЧС России

Поделиться в соц. сетях:

Оставить сообщение