О готовности нормативной базы к вступлению в силу ТР ЕАЭС 043/2017

Автор статьи: Калашников Сергей Александрович, технический директор ГК «СТАЛТ». Выпуск журнала «Алгоритм безопасности» №6, 2019 год.

В соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.06.2017 № 40 был принят и с 01.01.2020 вступил в силу Технический регламент Евразийского экономического союза «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» (ТР ЕАЭС 043/2017).

На основании положений статьи 2 данного Технического регламента он устанавливает обязательные для применения и исполнения на территориях государств-членов ЕАЭС требования к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения. Средства обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, соответствие которых требованиям ТР ЕАЭС 043/2017 не подтверждено, к выпуску в обращение на рынке ЕАЭС не допускаются (ТР ЕАЭС 043/2017 ст. 13).

Требования ТР ЕАЭС 043/2017 к ТС ПБ

Перечень средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, на которые распространяются требования технического регламента ТР ЕАЭС 043/2017, содержится в Приложении к данному Техническому регламенту. Для каждого наименования средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения указанное приложение устанавливает схему подтверждения соответствия. Дополнительно Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 08.10.2019 № 170 утвержден «Перечень продукции», в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия (сведений о документе об оценке соответствия) требованиям технического регламента ТР ЕАЭС 043/2017.

С 01.01.2020 выдача или принятие документов об оценке соответствия продукции обязательным требованиям, ранее установленным актами, входящими в ЕАЭС, или законодательством государства-члена, не допускается. С момента вступления в силу ТР ЕАЭС 043/2017 соответствующие положения федерального закона РФ от 22.07.2008 № 123-ФЗ, определяющие технические требования к продукции пожарно-технического назначения, должны утратить силу (например, на основании п. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Испытания средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения в целях сертификации должны проводиться аккредитованными испытательными лабораториями (центрами), включенными в единый реестр органов по оценке соответствия ЕАЭС (ТР ЕАЭС 043/2017 ст. 96).

Таким образом, к настоящему времени мы уже должны «жить по-новому».

Особенность ТР ЕАЭС 043/2017 в том, что в соответствии со ст. 98 Технического регламента заявитель в составе комплекта документов должен предоставить и перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия – национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего технического регламента.

Межгосударственные стандарты: где они и как работать без них

А вот с формированием перечня межгосударственных стандартов, на основании соблюдения которых на добровольной основе подтверждается выполнение требований ТР ЕАЭС 043/2017, стали возникать некоторые проблемы. В отведенный срок предстояло переработать или разработать вновь большое число документов по стандартизации. Было необходимо учитывать интересы всех государств-членов ЕАЭС, нормативная база которых к 01.01.2020 существенно разнилась, и при этом находить взаимоприемлемые компромиссы как по содержанию документов, так и по их форме.

Работа была разделена между специалистами всех государств-членов ЕАЭС. Но ни одному из государств-участников выполнить такую работу к моменту вступления в силу ТР ЕАЭС 043/2017 в полном объеме не удалось. При этом все-таки некоторые межгосударственные стандарты были приняты, например, ГОСТ 34350-2017 «Техника пожарная. Основные пожарные автомобили. Общие технические требования. Методы испытаний». Также было принято решение сохранить некоторые стандарты, разработанные в прежние времена и действовавшие до настоящего времени во всех государствах-членах ЕАЭС, например, ГОСТ 7499-95 «Колонка пожарная. Технические условия».

Что касается переработки нормативных требований к оборудованию пожарной сигнализации и аппаратуры управления установками пожарной автоматики (на настоящее время это основное содержание ГОСТ Р 53325-2012), то необходимо признать, что на этот раз такая работа под руководством специалистов ФГБУ ВНИИПО МЧС России была организована беспрецедентно открыто и гласно. Немалая роль во всем этом процессе принадлежит и редколлегии журнала «Алгоритм безопасности».

Дифференцированный подход к оборудованию для различных типов объектов

Авторы настоящего экспертного мнения, будучи членами ТК 274 и активными участниками этого процесса, с самого начала работы над проектами новых стандартов для объектов различного уровня ответственности (например, на основании положений ч. 7 ст. 4 федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ) предлагали ввести «сквозной» дифференцированный подход: от требований к оборудованию (извещателям и приборам) до правил проектирования и обслуживания установок. Свои предложения, конкретные формулировки и подробные обоснования к ним, в том числе со ссылками на результаты фундаментальных научных исследования РАН, мы специальным письмом направили на имя заместителя министра МЧС – председателя ТК 274 еще в марте 2018 года.

Последующее открытое обсуждение проектов соответствующих межгосударственных стандартов, организованное и проведенное при активном участии журнала «Алгоритм безопасности», выявило существенную поддержку от профессиональной общественности. Материалы таких обсуждения подробно освещались на страницах журнала. Мнение профессиональной общественности дополнительно убедило нас в правоте предлагаемого подхода, согласитесь, требования к оборудованию пожарной автоматики для районной поликлиники и нефтеперерабатывающего завода не могут быть одинаковыми.

При этом мы хорошо понимаем, что это не такая уж простая работа. Будет необходимо комплексно и взаимоувязанно пересматривать большое количество документов, за которые отвечают разные структуры и разные специалисты. Но тут присутствует субъективный фактор – не всем участникам процесса хочется этим заниматься. Мы искренне благодарны специалистам отделов автоматической пожарной сигнализации и технического регулирования ФГБУ ВНИИПО МЧС России, которые отнеслись к нашим предложениям с должным вниманием. Надеемся, что если уж не в полном объеме, то хотя бы в основном своем содержании наши предложения, поддержанные специалистами рынка, войдут в положения разрабатываемых проектов межгосударственных стандартов.

Но пока это только проекты. А жизнь приостановить нельзя, работа должна продолжаться, и какими-то нормами руководствоваться надо.

Переходный период в Евразийской системе стандартизации

В сложившихся условиях по предложению противопожарных служб государств-членов ЕАЭС Коллегией Евразийской экономической комиссии было принято Решение от 19.11.2019 № 200, устанавливающее Перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия – национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТР ЕАЭС 043/2017, и Перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия – национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований ТР ЕАЭС 043/2017 и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования.

Таким образом, до разработки соответствующих межгосударственных стандартов и их включения в перечень, утвержденный Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.11.2019 № 200, участникам рынка средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения предстоит руководствоваться по большей части хорошо знакомыми положениями ранее действовавших документов. Правда, в определенных случаях придется взаимно вникать в особенности нормативных требований «наших соседей».

Временно складывающаяся ситуация несколько упрощается тем, что Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.09.2017 № 125 был установлен некоторый переходный период и действуют соответствующие переходные положения, а именно:

  • Документы об оценке соответствия продукции обязательным требованиям, установленным актами, входящими в право ЕАЭС, или законодательством государства-члена ЕАЭС, выданные или принятые до даты вступления Технического регламента в силу, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 18 месяцев с даты вступления Технического регламента в силу. Т.е. до 30.06.2021 допускаются производство и выпуск в обращение на территории ЕАЭС продукции в соответствии с ранее установленными обязательными требованиями при наличии документов об оценке соответствия, выданных до 01.01.2020.
  • Продукция, которая до 01.01.2020 не подлежала обязательной оценке соответствия, а в соответствии с требованиями ТР ЕАЭС 043/2017 подлежит проведению такой процедуры, может производиться и выпускаться в обращение на территории ЕАЭС до 31.12.2020.

Нормы и правила проектирования противопожарного водопровода, насосных станций, установок водяного и пенного пожаротушения

Считаем целесообразным отразить и еще одну нормативную проблему.

Вместе с пересмотром требований к оборудованию была начата процедура внесения изменений в правила его применения, а именно в правила проектирования противопожарных установок – пересмотр большинства сводов правил и, что наиболее важно в данном случае, переработка СП 5.13130.

Специалистам, которые стараются отслеживать такую работу, известно, что содержание СП 5.13130 предполагается разделить между несколькими отдельными документами. Также для специалистов очевидно, что одним из «краеугольных камней» при построении системы противопожарной защиты является проектирование насосной станции противопожарного водоснабжения.

Так вот, при пересмотре сводов правил в отношении требований к проектированию именно насосных станций не предполагалось делать ровным счетом ничего.

В отношении технологической схемы пожарной насосной станции предполагалось по-прежнему ссылаться на положения минстроевского СП 31.13330, а требования к автоматизации этой насосной и вовсе «выпали» из проектов сводов правил, подготовленных взамен СП 5.13130 (а как будем проектировать и защищать проектные решения в экспертизе?).

Автором настоящей публикации в инициативном порядке и по согласованию с ДНДиПР МЧС России и ФГБУ ВНИИПО МЧС России еще в мае 2019 года был подготовлен проект свода правил под рабочим названием «Системы противопожарной защиты. Противопожарный водопровод и установки водяного и пенного пожаротушения. Насосные станции и станции пожаротушения. Нормы и правила проектирования».

Предполагалось, что принятие документа позволит сконцентрированно, в одном документе, более корректно и взаимосвязанно сформулировать требования к проектированию насосных станций и станций пожаротушения.

Концепция и основное содержание проекта документа докладывались и получили активную поддержку профессиональной общественности во время работы круглого стола 06.06.2019 в рамках форума «Комплексная безопасность – 2019».

Целями разработки проекта свода правил являлись:

  • повышение качества проектирования насосных станций и станций пожаротушения, в составе систем противопожарного водоснабжения и установок водяного и пенного пожаротушения;
  • комплексное объединение в одном документе прежде разрозненных требований к пожарным насосным станциям и станциям водяного и пенного пожаротушения;
  • устранения противоречий и избыточных требований в действовавших прежде нормативных требованиях в отношении объекта и аспекта регулирования;
  • устранение пробелов в требованиях нормативных документов и некорректное разграничение полномочий при проектировании, которое может наметиться (уже наметилось) в связи с радикальным пересмотром целого ряда документов по стандартизации в связи с вступлению в силу Технического регламента ТР ЕАЭС 043/2017;
  • содействие внедрению современных технически и экономически эффективных (востребованных на рынке) технических решений, отсутствующих в положениях прежней и действующей в настоящее время нормативной базы;
  • обобщение передового практического опыта в построении противопожарных систем.

Предполагалось, что документ должен устанавливать:

  • требования к функциям, составу, структуре и технологическим схемам пожарных насосных станций и станций пожаротушения;
  • требования к их размещению внутри объекта или на генплане;
  • требования к расстановке оборудования внутри них;
  • требования к оборудованию электроуправления, связи и сигнализации;
  • требования к водоснабжению и электроснабжению.

Для этого он получил следующую структуру:

  • Общие положения.
  • Область применения.
  • Нормативные ссылки.
  • Термины, определения и сокращения.
  • Технологические схемы, состав и структура насосных станций. Функции и работа основного оборудования.
  • Размещение насосных станций и станций пожаротушения.
  • Размещение оборудования внутри насосных станций.
  • Водоснабжение насосных станций.
  • Электропитание, электроуправление и сигнализация.

В экономическом отношении применение такого документа должно позволить устранить некоторые явно избыточные требования, которые прежде проистекали из ссылок противопожарной нормативной базы на положения нормативных документов Минстроя для проектирования насосных станций повседневного водоснабжения населенных пунктов. Естественно, что эффективность и надежность работы, соответственно и правила проектирования, таких насосных станций определяются существенно иными критериями, нежели в области обеспечения пожарной безопасности.

Очевидно, что избыточными являются такие требования, как наличие в пожарной насосной станции санузла, I степень огнестойкости при размещении пожарной насосной станции в отдельно стоящем здании (сооружении), и ряд других положений СП 31.13330.

Кроме того, проектом разрабатываемого свода правил предусматривается сделать правомерным (легитимным) применение востребованных на рынке, современных, экономически привлекательных технических решений, основанных на включении в проектные решения насосных станций и станций пожаротушения в виде оборудования полной заводской готовности, обеспечивающих значительное сокращение сроков и стоимости строительных работ, повышение качества и надежности противопожарных систем.

За счет включения в проектные решения насосных станций и станций пожаротушения в виде готового оборудования следует ожидать снижения затрат на проектирование в части мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

«Регуляторная гильотина» против крайне нужного нормативного документа

Однако скоро пройдет уже год, как проект документа по проектированию насосных станций для ПТ лежит без движения, а обязательная в правовом отношении процедура его публичного обсуждения даже и не начиналась. Официальные лица ссылаются на объявленную руководством страны ситуацию «регуляторной гильотины» – якобы о проблеме принятия нового нормативного документа в условиях указания о сокращении таковых.

Только вот ситуация с предлагаемым сводом правил совсем иная: «регуляторная гильотина» призвана упорядочить деятельность надзорных органов, а предлагаемый документ остро необходим специалистам-практикам для работы по проектированию.

В сложившейся ситуации авторы настоящей публикации и упомянутого проекта свода правил не исключают для себя переработку и принятие данного документа в виде национального стандарта в полном соответствии с положениями федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ, федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ, а также Постановления Правительства РФ от 01.07.2016 № 624. По меньшей мере над национальными стандартами «регуляторная гильотина не занесена».

Автор статьи: Калашников Сергей Александрович, технический директор ГК «СТАЛТ». Выпуск журнала «Алгоритм безопасности» №6, 2019 год.

Скачать статью в PDF →

Поделиться в соц. сетях: