Новые своды правил, вступившие в силу в июне 2020 года

В июне 2020 года вступили в силу важные своды правил по проектированию и эксплуатации зданий и мест с массовым пребыванием людей. Fireman.club разобрали новые СП на предмет требований пожарной безопасности.

СП 464.1325800.2019 «Здания торгово-развлекательных комплексов. Правила проектирования»

Введён впервые. Вступил в силу 3 июня 2020 года.

Внесён в добровольный перечень «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений». Вводная часть СП сообщает о его применении и для соблюдения требований «Технического регламент о требованиях пожарной безопасности», но в соответствующем перечне данного СП нет.

Требования пожарной безопасности в СП 464.1325800.2019:

  • по обеспечению пожарной безопасности ТРК следует относить к общественным зданиям многофункционального назначения класса функциональной пожарной опасности Ф3.1;
  • в ТРК допускается устройство детских игровых зон (для временного пребывания и досуга детей без организации питания и сна), в соответствии с СП 118.13330, СП 160.1325800, противопожарные требования к организации путей эвакуации приведены в СП 1.13130, СП 59.13330;
  • при устройстве общих коммуникационных путей для торговых и зрелищных помещений, размещении зрелищных зон и зон питания в общих с торговой зоной залах, следует предусматривать ширину проходов на путях эвакуации по наиболее высоким требованиям для таких помещений с устройством системы дымоудаления в соответствии с СП 7.13130, а также оборудовать здание системой автоматического пожаротушения в соответствии с СП 5.13130;
  • системы электромагнитных замков должны разблокировать двери на путях эвакуации при пожаре; помещения встроенных стоянок автомобилей должны быть выделены в пожарные отсеки с самостоятельными путями эвакуации;
  • при открытой прокладке через междуэтажные перекрытия стояков канализации из полимерных материалов следует использовать противопожарные муфты не ниже пределов огнестойкости пересекаемых строительных конструкций.

СП 460.1325800.2019 «Здания общеобразовательных организаций дополнительного образования детей. Правила проектирования»

Введён впервые. Вступил в силу 11 июня 2020 года. Внесён в добровольный перечень «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений».

Требования пожарной безопасности в СП 460.1325800.2019:

  • подъезд пожарных автомобилей к зданию должен быть обеспечен со всех сторон; ширину дверей в свету в учебных помещениях следует принимать не менее 0,9 м;
  • из актовых, спортивных, зрительных и других залов, рассчитанных на пребывание 50 чел. и более, следует предусматривать не менее двух эвакуационных выходов, ведущих к разным лестничным клеткам. При устройстве двух и более выходов в один коридор, этот коридор должен быть разделен противопожарной перегородкой 2-го типа так, чтобы в каждую часть коридора к разным лестничным клеткам вело не менее чем по одному выходу из зала;
  • не допускается устройство эвакуации по лестницам третьего типа;
  • сигнал о срабатывании системы автоматической пожарной сигнализации выводится в помещение с круглосуточным пребыванием дежурного персонала (пост охраны) и в ближайшую пожарную часть;
  • фасадные системы должны быть класса К0 с применением негорючих материалов облицовки, отделки и теплоизоляции;
  • рекомендуется включать в проектную документацию инструкцию по организации оповещения и аварийной эвакуации обучающихся в случае пожара и иных чрезвычайных ситуаций с указанием порядка действий.

СП 462.1325800.2018 «Здания автовокзалов. Правила проектирования»

Введён впервые. Вступил в силу 3 июня 2020 года. Внесён в добровольный перечень «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений».

Требования пожарной безопасности в СП 462.1325800.2018:

  • по вопросам обеспечения пожарной безопасности здания автовокзалов следует относить к общественным зданиям по обслуживанию населения класса функциональной пожарной опасности Ф3.3;
  • встроенные гостиницы и стоянки автомобилей должны быть выделены в пожарные отсеки с самостоятельными путями эвакуации;
  • комнаты длительного отдыха и комнаты матери и ребенка допускается устраивать без выделения в пожарный отсек. при этом их следует размещать на первом этаже с эвакуационным выходом наружу или в общий вестибюль с выходом наружу;
  • систему оповещения и управления эвакуацией при пожаре следует предусматривать по СП 3.13130 не ниже 3-го типа для одноэтажных зданий автовокзалов и не ниже 4-го типа для многоэтажных зданий автовокзалов;
  • системы электромагнитных замков должны разблокировать двери на путях эвакуации при пожаре;
  • для зданий средних и больших автовокзалов противопожарные устройства, лифты, аварийное освещение, оборудование систем связи, в т.ч. информационных систем, относятся к особой группе надежности электроснабжения;
  • управление аварийным освещением следует дублировать из диспетчерской пожарной охраны (пожарного поста).

СП 468.1325800.2019 «Бетонные и железобетонные конструкции. Правила обеспечения огнестойкости и огнесохранности»

Введён впервые. Вступил в силу 11 июня 2020 года.

Внесён в добровольный перечень «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений». Вводная часть СП сообщает о его применении и для соблюдения требований «Технического регламент о требованиях пожарной безопасности», но в соответствующем перечне данного СП нет.

Требования пожарной безопасности в СП 468.1325800.2019:

  • при проектировании должны быть подтверждены пределы огнестойкости железобетонных конструкций для установления возможности их применения в зданиях и сооружениях заданной степени огнестойкости;
  • расчетно-аналитические методы оценки огнестойкости железобетонных элементов, приведенные в настоящем своде правил, основаны на результатах многочисленных исследований и огневых испытаний;
  • приведены порядок оценки (расчёта) конструкций по потере целостности, а также теплоизолирующей и несущей способности;
  • указаны конструктивные требования, повышающие огнестойкость железобетонных конструкций и средства огнезащиты для них.

СП 467.1325800.2019 «Стоянки автомобилей. Правила эксплуатации»

Введён впервые. Вступит в силу 27 июня 2020 года. Внесён в добровольный перечень «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений».

Требования пожарной безопасности в СП 467.1325800.2019:

  • при эксплуатации многоэтажных стоянок автомобилей высотой более 10 м необходимо обеспечить доступность не менее двух выходов на кровлю (покрытие) зданий для каждого пожарного отсека;
  • с каждого этажа пожарного отсека стоянок автомобилей (кроме механизированных стоянок автомобилей) необходимо обеспечить доступность не менее двух рассредоточенных эвакуационных выходов непосредственно наружу, в лестничные клетки или на лестницу 3-го типа (наружные открытые);
  • при эксплуатации стоянок автомобилей следует обеспечить автономность систем инженерно-технического обеспечения пожарных отсеков разного класса функциональной пожарной опасности;
  • в качестве организационно-технических мероприятий следует разработать оперативный план пожаротушения; в качестве организационных противопожарных мер следует:
    — издать приказ «Об организации работы по обеспечению пожарной безопасности стоянки автомобилей»;
    — определить организацию, порядок и сроки проведения осмотров помещений на предмет пожарной безопасности;
    — разработать планы эвакуации в соответствии с требованиями подраздела 6.2 ГОСТ Р 12.2.143–2009.

Источник: fireman.club


Новые своды правил, вступившие в силу в июне 2020 года