Проблемы лицензирования в области пожарной безопасности

Статья из журнала ВНИИПО «Актуальные вопросы пожарной безопасности», № 1 (7) — 2021

О мониторинге лицензирования

Ежегодно главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации осуществляется мониторинг эффективности лицензирования отдельных видов деятельности в области пожарной безопасности.

Указанная работа проводится в рамках реализации полномочий лицензирующих органов, установленных ч. 2 ст. 5 и ч. 15 ст. 19 Федерального закона № 99-ФЗ, на проведение мониторинга эффективности лицензирования, а также положений постановления Правительства Российской Федерации № 957, в соответствии с которым МЧС России определен как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий лицензирование деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры и по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее – лицензирование отдельных видов деятельности в области пожарной безопасности).

Одновременно общая методика проведения мониторинга эффективности лицензирования деятельности (далее – мониторинг) установлена постановлением Правительства Российской Федерации № 467, а порядок ее реализации
в системе МЧС России определен приказом № 484.

Таким образом, анализ состояния нормативного правового регулирования проведения мониторинга показывает, что действующие законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормативные акты
МЧС России позволяют должностным лицам лицензирующих органов МЧС России успешно реализовывать предоставленные им полномочия в части проведения вышеуказанного мониторинга.

Следует отметить, что мониторинг представляет собой систематический сбор и обработку информации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности в области пожарной безопасности, а результаты его анализа могут быть использованы для совершенствования процесса принятия управленческого или иного решения.

Мониторинг проводится по следующим направлениям лицензирования отдельных видов деятельности в области пожарной безопасности:
— анализ состояния нормативно-правового регулирования;
— анализ организации и осуществления лицензирования;
— анализ и оценка эффективности лицензирования;
— подготовка выводов и предложений.

Выводы и предложения по осуществлению лицензирования отдельных видов деятельности в области пожарной безопасности могут включать в себя предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования,
а также при необходимости иные предложения, направленные на повышение эффективности лицензирования, сокращение административных ограничений в деятельности лицензиатов, включая оценку целесообразности сохранения режима лицензирования для регулирования отдельных видов деятельности в области пожарной безопасности.

Проведенный в рамках мониторинга анализ результатов лицензирования отдельных видов деятельности в области пожарной безопасности за 2020 год показал, что существует ряд актуальных проблем в указанной сфере деятельности, обозначенных главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации, для решения которых сформированы следующие предложения.

Предложения по решению проблем

В целях исключения неоднозначной трактовки лицензионных требований при осуществлении деятельности в области пожарной безопасности необходимо:

  • Определить, какие нарушения лицензионных требований относятся к грубым нарушениям, повлекшим за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, и которые, согласно действующему законодательству Российской Федерации, являются основанием для приостановления (аннулирования) действия лицензии, таким образом, доказательство со стороны надзорных органов в судах фактов грубых нарушений лицензионных требований, повлекших за собой возникновение вышеуказанных угроз, является проблемой;
  • Изложить критерии минимально необходимого количества работников, состоящих в штате у соискателя лицензии (лицензиата), заключивших с ним трудовые договоры, для осуществления тех или иных работ и услуг деятельности
  • по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
  • изложить перечень профессий высшего, среднего, начального профессионального технического образования (профессиональной подготовки), которые должны иметь индивидуальный предприниматель и работники юридического
  • лица по видам выполняемых работ, оказываемых услуг, – в целях исключения неоднозначной трактовки лицензионных требований при осуществлении деятельности в области пожарной безопасности;
  • Разработать и направить в главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации информационно-методические материалы по проведению проверок соблюдения лицензионных требований лицензиатами и соискателями лицензий при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (с учетом последних изменений в законодательстве Российской Федерации, регламентирующем лицензирование в области пожарной безопасности).

Нормативными документами МЧС России также необходимо определить:

  • порядок действий сотрудников МЧС России в случае выявления сведений о неосуществлении лицензионной деятельности по адресам места нахождения и мест ее проведения, указанным в лицензии;
  • порядок действий сотрудников МЧС России в случае обращения лицензиата с заявлением о переоформлении лицензии в связи с реорганизацией юридического лица, если со дня внесения соответствующих изменений в единый
  • государственный реестр юридических лиц прошло более 15 дней;
  • сроки подачи заявления о переоформлении лицензии лицензиатом в связи с изменением наименования юридического лица или места его нахождения, а также в случае изменения места жительства, фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего личность;
  • порядок проведения проверок качества работ и услуг в области пожарной безопасности, выполненных на имущественных комплексах третьих лиц в ходе осуществления мероприятий по контролю соблюдения лицензиатами лицензионных требований;
  • перечни пожарной техники (первичных и мобильных средств пожаротушения), огнетушащих веществ, средств связи, оборудования, спецодежды, инструмента и технической документации – при осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, необходимых соискателям лицензий для осуществления лицензируемого вида деятельности;
  • минимально требуемый состав программ повышения квалификации соискателей лицензий и лицензиатов, осуществляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в соответствии с перечнем выполняемых работ и оказываемых услуг;
  • минимально требуемый состав программ повышения квалификации соискателей лицензий и лицензиатов, осуществляющих свою деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры в соответствии с выполняемыми должностными обязанностями;
  • количество работников, необходимых соискателю лицензии и лицензиату, осуществляющих деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры в соответствии с выполняемыми должностными обязанностями;
  • порядок контроля за лицензиатами, осуществляющими деятельность на территории нескольких субъектов Российской Федерации, а также за лицензиатами, зарегистрированными в одном субъекте Российской Федерации и производящими свою деятельность по адресу мест осуществления в другом субъекте;
  • алгоритм действий лицензиата в процессе принятия на обслуживание средств пожарной безопасности зданий и сооружений объекта;
  • правомерность нахождения у нескольких соискателей лицензии оборудования, инструмента, технических средств, в том числе средств измерения, с одинаковыми заводскими номерами.

В целях дальнейшего совершенствования нормативного правового регулирования в области лицензирования отдельных видов деятельности в области пожарной безопасности, а также лицензионного контроля предлагается:

  • предусмотреть возможность формирования платежного поручения и оплаты государственной пошлины в личном кабинете на Едином портале государственных и муниципальных услуг и функций (ЕПГУ);
  • разработать и утвердить лицензионное требование о необходимости уведомления лицензирующего органа о проводимых работах и оказываемых услугах;
  • включить проектирование средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в состав лицензируемого вида деятельности.

Кроме того, необходимо провести анализ целесообразности внесения изменения в ст. 4.5 КоАП России в части увеличения срока давности по привлечению лицензиатов к административной ответственности более трех месяцев.
Как показывает практика, в настоящее время отсутствует возможность пресечения нарушений требований пожарной безопасности, в том числе лицензионных требований, ввиду отказа органами прокуратуры в согласовании внеплановых
выездных проверок в отношении лицензиатов, допустивших нарушение, а также возможность привлечения лица, допустившего нарушение, ввиду истечения срока давности привлечения к административной ответственности.

Одновременно провести анализ целесообразности включения в лицензионные требования проведения аналога независимой оценки квалификации – определить обязательный квалификационный минимум при осуществлении работ и услуг в области пожарной безопасности.

Например, для осуществления монтажа, технического обслуживания систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, необходимо соответствовать следующим квалификационным требованиям.

Исполнители работ должны иметь профессиональное образование и квалификацию (на выбор):

  • электросварщик ручной сварки (газосварщик);
  • монтажник санитарно-технического оборудования (монтажник санитарнотехнических систем и оборудования для водяного пенного и газового пожаротушения);
  • электромонтер охранно-пожарной сигнализации (электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, электромонтер по ремонту и обслуживанию аппаратуры и устройств связи, монтажник радиоэлектронной аппаратуры
  • и приборов);
  • наладчик приборов, аппаратуры и систем автоматического контроля, регулирования и управления (наладчик КИПиА).

Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что проведение мониторинга позволяет оперативно подготовить обзор и последующий анализ наиболее актуальных проблем лицензирования отдельных видов деятельности в области пожарной безопасности. При этом результаты анализа могут быть использованы при обосновании управленческого решения в целях дальнейшего совершенствования организации и осуществления лицензирования деятельности в области пожарной безопасности.

Авторы: Адамов Дмитрий Сергеевич – заместитель начальника отдела – начальник сектора; Зенкова Ирина Федоровна – кандидат технических наук, старший научный сотрудник; Щеголева Наталья Олеговна – старший научный сотрудник; Виноградова Ирина Олеговна – старший научный сотрудник (ФГБУ ВНИИПО МЧС России)

Статья в журнале «Актуальные вопросы пожарной безопасности», PDF, 207 КБ


Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые материалы

Проблемы лицензирования в области пожарной безопасности
Проблемы лицензирования в области пожарной безопасности
Проблемы лицензирования в области пожарной безопасности