Новый порядок разработки и согласования СТУ в Минстрое с 2021 по 2026 годы

Материал подготовили специалисты Международного противопожарного центра.

Новый порядок разработки и согласования СТУ в Минстрое России вступил в силу с 1 января 2021 года и будет действовать до 2026 года. Документ утверждён по Приказу Минстроя России от 30.11.2020 № 734/пр «Об утверждении Порядка разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства».

Специалисты международного противопожарного центра сравнили старые и новые порядки разработки и согласования СТУ: старый Приказ Минстроя России от 15.04.2016 № 248/пр и новый Приказ Минстроя России от 30.11.2020 № 734/пр. Удаленные положения выделены красным цветом, новые — зеленым.

Сравнение старых и новых порядков разработки и согласования СТУ — до и после 2021 года, PDF, 216 КБ

В статье рассмотрены наиболее важные положения порядка разработки и согласования СТУ (далее — Порядок), которые изменились или наоборот сохранились после вступления в силу приказа № 734/пр Минстроя России.

Для удобства изложения и понимания настоящей статьи выделим 3 группы (типа) СТУ — по разным юридическим основаниям, и дадим им условные названия:

  • СТУ по 384-ФЗ — СТУ, разрабатываемые на основании ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее — 384-ФЗ), содержащие требования, в результате применения которых соблюдаются требования 384-ФЗ (группа 1);
  • СТУ по 123-ФЗ — СТУ, разрабатываемые на основании ч. 2 ст. 78 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — 123-ФЗ), содержащие требования, в результате применения которых соблюдаются требования 123-ФЗ («Пожарные СТУ») (группа 2);
  • СТУ по 384-ФЗ и 123-ФЗ — СТУ, разрабатываемые на основании сразу двух ФЗ (384-ФЗ и 123-ФЗ), содержащие одновременно технические требования, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований 123-ФЗ, и технические требования, предусмотренные 384-ФЗ (Общие СТУ) (группа 1+2).

Основные тезисы статьи (детально разобранные ниже):

1. Область применения Порядка разработки и согласования СТУ (п.1 Порядка). Порядок устанавливает требования к разработке и согласованию СТУ только в случае, установленном ч.8 ст.6 384-ФЗ и НЕ устанавливает требования к СТУ, разрабатываемым в случае ч.2 ст.78 123-ФЗ. При этом, в п.3 Порядка содержатся требования к СТУ по 123-ФЗ (ссылка на отдельный порядок согласования). Означает ли это, что «СТУ по 384-ФЗ» являются «всеобъемлющим» типом СТУ, который по умолчанию включает в себя группу «СТУ по 123-ФЗ»?

2. Порядок согласования «Пожарных СТУ» — по 123-ФЗ. «Пожарные СТУ», разработанные на основании 123-ФЗ имеют свой порядок согласования, и такие СТУ нужно согласовывать только в МЧС России. Как эта процедура сочетается с пунктом 5 «Положения о составе разделов проектной документации …» (ПП РФ от 16.02.2008 № 87), где сказано, что Порядок согласования СТУ должен быть установлен именно Минстроем?

3. Изменилось определение «Специальных технических условий». В контексте Порядка Минстроя под определение «СТУ» теперь подпадают только СТУ по 384-ФЗ и не подпадают СТУ по 123-ФЗ.

4. Какие СТУ подлежат согласованию в Минстрое России? Только те СТУ, которые подпадают под определение «СТУ» в контексте Порядка Минстроя (п.5 главы II). Это СТУ по 384-ФЗ и Общие СТУ по 384-ФЗ и 123-ФЗ.

5. Несколько интересных изменений:
– Допускается разработка единых СТУ на несколько связанных объектов;
– Сузился круг организаций — разработчиков СТУ;
– Форма подачи документов для согласования СТУ в Минстрое теперь только электронная.

Область применения Порядка разработки и согласования СТУ (п.1 Порядка)

Сохранилось противоречие, давно заложенное в п.1, где написано, что настоящий Порядок устанавливает требования к разработке и согласованию СТУ в случае, установленном частью 8 статьи 6 Федерального закона № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». При этом, далее в п.3 содержится требование к порядку согласования другого типа СТУ, разрабатываемых на основе другого Закона, — СТУ, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Нигде в законодательстве РФ нет указания на то, что СТУ, разработанные на основании 123-ФЗ, одновременно подпадают под случаи, установленные частью 8 статьи 6 384-ФЗ. Но в данной формулировке (п.1) усматривается попытка предложить нам именно такую логику. Область применения Порядка Минстроя вроде бы касается только СТУ по 384-ФЗ (п.1 Порядка), но при этом в содержательной части зачем-то предъявляются требования и к СТУ по 123-ФЗ, (п.3 и п.16 Порядка). То есть, казалось бы, это вне границ Порядка, исходя из его же области применения — речь вообще о другом законе и другом типе СТУ.

Попытаться объяснить это противоречие можно, но такое объяснение будет основано на логике несуществующего «всеобъемлющего» статуса 384-ФЗ. Логика является, на наш взгляд, ошибочной, но кратко разберём её. Есть мнение, что закон 384-ФЗ и основания для разработки СТУ по этому закону имеют «всеобъемлющий» статус по отношению к основаниям для разработки СТУ по 123-ФЗ. В этой парадигме подразумевается, что вся группа «СТУ по 123-ФЗ» (СТУ, в результате применения которых соблюдаются требования 123-ФЗ), по умолчанию входит в группу «СТУ по 384-ФЗ» (СТУ, в результате применения которых соблюдаются требования 384-ФЗ). Как будто бы основания для разработки СТУ по 384-ФЗ имеют более высокий приоритет и всеобъемлющий статус по отношению к основаниям для СТУ по 123-ФЗ.

Но на самом деле это не так! Никакого «всеобъемлющего» статуса и приоритета у 384-ФЗ, в части оснований для разработки СТУ, нет! И дальше мы покажем почему!

123-ФЗ и 384-ФЗ — это два разных Федеральных закона (равных по статусу), за которыми «стоят» две разные системы норм, разные перечни нормативных документов, разные критерии необходимости разработки СТУ. И поэтому речь идёт о двух разных как юридических, так и сущностных основаниях для разработки СТУ!

На рисунке 1 (ниже) показана противоречивость той логики (о «всеобъемлющем» статусе), которая описана выше, и которая может быть усмотрена кем-то в п.1 Порядка Минстроя. Если бы «СТУ по 123-ФЗ» по умолчанию входили бы в группу «СТУ по 384-ФЗ», то такой самостоятельной группы, как «СТУ по 123-ФЗ», не существовало бы вообще! То есть все «Пожарные СТУ» подпадали бы под исключение пункта 3 Порядка Минстроя (ссылка на п.16) — Общие СТУ (384-ФЗ и 123-ФЗ одновременно). И тогда существовало бы только два типа СТУ:

  1. СТУ по 384-ФЗ,
  2. Общие СТУ по 384-ФЗ и 123-ФЗ (содержащие одновременно требования к двум законам).

При этом существование основного правила в пункте 3 Порядка было бы бессмысленным, т.к. именно в этом пункте сейчас явно обозначен отдельный тип СТУ — «СТУ по 123-ФЗ».

Новый порядок разработки и согласования СТУ в Минстрое с 2021 по 2026 годы
Область применения порядка разработки и согласования СТУ Минстроя России

Порядок согласования «Пожарных СТУ» (123-ФЗ) (п.3 Порядка)

Сохранилось важное положение (п.3) о том, что СТУ по 123-ФЗ (в части обеспечения пожарной безопасности), согласовываются в порядке, установленном Административным регламентом предоставления гос. услуги по согласованию СТУ в МЧС России (утв. приказом МЧС России от 28.11.2011 года № 710) (далее — Регламент МЧС). То есть для этой группы СТУ установлен свой отдельный порядок согласования, который подразумевает необходимость согласование документа только в МЧС России (и нигде более).

«Пожарные СТУ», разработанные на основании 123-ФЗ, нужно согласовывать только в МЧС России. В Минстрое России — не нужно.

Исключением являются Общие СТУ (по 384-ФЗ и 123-ФЗ), которые, как указано в п.16 Порядка, одновременно содержат и технические требования, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований 123-ФЗ, и технические требования, предусмотренные 384-ФЗ. Эти СТУ нужно согласовывать и в МЧС, и в Минстрое. Однако формулировка в п.16 очень странна, потому как непонятно кто и как должен определять: содержат ли конкретные «Пожарные СТУ» требования, предусмотренные 384-ФЗ, и нужно ли согласовывать документ в Минстрое по этой причине? По сути, разработчик СТУ, автор документа, сам определяет (в заявительном порядке) — СТУ какого типа он разрабатывает.

Наличие исключения в п.3 (с учетом ссылки на п.16) говорит о том, что в основном правиле пункта 3 всё-таки признаётся существование отдельной группы СТУ — «СТУ, применение которых обеспечивает соблюдение требований 123-ФЗ», которая никак не связана с 384-ФЗ. Другими словами, в п.3 Порядка сказано: есть СТУ по 123-ФЗ и есть исключение — это Общие СТУ по 384-ФЗ и 123-ФЗ одновременно.

На рисунке 2 схематично показано какой порядок согласования действует для разных типов СТУ, исходя из общей логики пунктов 1, 3, 5 и 16 Порядка.

Новый порядок разработки и согласования СТУ в Минстрое с 2021 по 2026 годы
Порядок согласования СТУ разных типов — по разным юридическим основаниям (384-ФЗ и 123-ФЗ)

Таким образом, через противоречия и через «костыли» была реализована попытка устранить лишний административный барьер — избыточную процедуру двойного согласования «Пожарных СТУ» (в МЧС и в Минстрое), и легализовать одноэтапное согласование таких СТУ — только в МЧС России.

Всё это должно сочетаться с «Положением о составе разделов проектной документации …» (ПП РФ от 16.02.2008 № 87). В п.5 Положения Минрегион (сейчас это Минстрой) еще давно обеспечил наличие формулировки, которая требует, чтобы порядок согласования для любых СТУ был установлен именно Минстроем России.

Ранее в старом Порядке согласования СТУ было закреплено, что все СТУ (в том числе «Пожарные СТУ») должны согласовываться в Минстрое, если такие СТУ разрабатываются для проектной документации в рамках Положения (ПП РФ № 87). При этом, не было учтено несколько факторов:

  • Область нормирования — «Пожарная безопасность», в рамках которой разрабатываются «Пожарные СТУ», — относится к компетенции прежде всего МЧС России (профильного министерства), а не Минстроя;
  • На тот момент для «Пожарных СТУ» уже существовал свой порядок согласования — Регламент, утвержденный Приказом МЧС № 710;
  • В п.5 Положения отсутствовало разграничение об установлении порядков согласования СТУ разных типов — разными министерствами. Тогда в Положении была бы прямая ссылка на Регламент МЧС, как на отдельный порядок согласования для «Пожарных СТУ» (123-ФЗ).

Теперь, с учетом п.3 в новом Порядке Минстроя, работает такая схема:

  • СТУ по 123-ФЗ, согласовываются только с МЧС России в рамках Регламента МЧС,
  • такое согласование можно признать выполненным в соответствии с порядком Минстроя (п.3),
  • такая процедура будет соответствовать п.5 Положения: СТУ по 123-ФЗ будут согласовываться в порядке Минстроя при том, что на документе будет стоять только печать МЧС России.
Новый порядок разработки и согласования СТУ в Минстрое с 2021 по 2026 годы
Порядок согласования СТУ по пожарной безопасности (123-ФЗ) в рамках «Положения о составе разделов проектной документации …» (ПП РФ от 16.02.2008 № 87)

Определение «Специальных технических условий» (СТУ) (п.5 Порядка)

Ранее в п.2 Порядка было сказано:

СТУ являются техническими требованиями в области безопасности объекта капитального строительства, содержащими (применительно к конкретному объекту капитального строительства) дополнительные к установленным или отсутствующим техническим требованиям ….

Теперь в п.5 Порядка дано новое определение СТУ:

СТУ применительно к конкретному объекту капитального строительства являются обязательными для применения требованиями, обеспечивающими соблюдение требований Технического регламента (384-ФЗ), содержащими дополнительные к установленным или отсутствующим технические требования

Новое определение СТУ существенно изменилось: оно дополнено упоминанием закона 384-ФЗ, которого не было ранее. И теперь определение СТУ рождает противоречие и возможность двойного толкования (как и п.1 Порядка):

  • Вариант 1 (ошибочный): СТУ по 123-ФЗ всегда содержат требования, обеспечивающие соблюдение требований одновременно двух законов, и таким образом подпадают под новое определение СТУ. В этой абсурдной концепции существование пункта 3 в Порядке Минстроя бессмысленно; отдельной группы — «СТУ по 123-ФЗ» не существует в принципе; согласование в Минстрое нужно для всех типов СТУ.
  • Вариант 2: из-под нового определения «СТУ» просто выведена (исключена) вся группа «СТУ по 123-ФЗ» («СТУ, применение которых обеспечивает соблюдение требований 123-ФЗ»), которая никак не связана с 384-ФЗ, и которая подлежит согласованию только в МЧС России. Такая трактовка как раз хорошо сочетается с п.1 Порядка, где написано, что Порядок устанавливает требование к разработке и согласованию СТУ только по 384-ФЗ («… в случае, установленном частью 8 статьи 6 384-ФЗ»). К этому варианту трактовки тоже есть вопросы, но тем не менее выглядит она куда более логично и стройно.

Какие СТУ подлежат согласованию в Минстрое России? (п.13 Порядка)

В соответствии с п.13 Порядка — СТУ, подготовленные в соответствии с требованиями глав I и II Порядка, подлежат согласованию с Минстроем России. Исключение — СТУ, разработанные на объекты федеральных ядерных организаций, — согласовываются в Росатоме (п.14).

И опять видим здесь лёгкое противоречие пункту 3 главы I Порядка, где по сути написано, что СТУ по 123-ФЗ согласовываются (в МЧС России) в порядке, установленном Регламентом МЧС. Здесь прослеживается мысль, что СТУ по 123-ФЗ не входят в категорию — «СТУ, подготовленные в соответствии с требованиями глав I и II Порядка» (п.13).

Таким образом, попытка прочесть, понять и связать в единую логику пункты 1, 3, 5, 13, 16 Порядка Минстроя склоняет нас к следующему выводу:

«Пожарные СТУ», разработанные на основании 123-ФЗ, окончательно выведены из-под области применения Порядка Минстроя и необходимости согласования в Минстрое:

  • п.1 — Порядок Минстроя не устанавливает требования к разработке и согласованию СТУ в случае, установленном ч.2 ст.78 123-ФЗ;
  • п.3 — Порядок Минстроя устанавливает отдельный порядок согласования для «Пожарных СТУ» (по 123-ФЗ) — ссылка на Регламент МЧС России (приказ № 710).
  • п.5 и п.13 (в сочетании) — согласованию в Минстрое России подлежат только те СТУ, которые подпадают под определение «СТУ» в контексте Порядка Минстроя (п.5) — это СТУ по 384-ФЗ и Общие СТУ по 384-ФЗ и 123-ФЗ одновременно.

Исключение перечня видов СТУ

Из п.3 Порядка исключен перечень видов СТУ.

Подпункт а) — технические требованияв результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований 384-ФЗ; — эта формулировка частично перенесена в определение СТУ в п.5 Порядка.

Подпункт б) — технические требования к промышленной безопасности опасных производственных объектов капитального строительства, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований 384-ФЗ; — исключен.

Подпункт в) — технические требования к сейсмической безопасности объектов капитального строительства на территориях сейсмичностью более 9 баллов, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований 384-ФЗ; — исключен.

По сути, подпункт а) включал в себя подпункты б) и в), что делало это разделение СТУ на виды бессмысленным.

Разработка одних СТУ сразу на несколько объектов

В п.5 Порядка теперь появилась фраза: «Допускается разработка СТУ на единый недвижимый комплекс.»

В соответствии с ГК РФ (ст. 133.1) Единый недвижимый комплекс — совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке.

До приказа 734/пр Минстроя уже была практика разработки СТУ также на несколько объектов, связанных между собой конструктивно или технологически. Но согласование таких СТУ часто проходило с «боем», т.к. чиновники Минстроя всегда мечтали о том, чтобы СТУ разрабатывались отдельно на каждое сооружение, даже если это пункт охраны (вагончик), расположенный на территории большого завода. То есть посыл был такой: на каждую палатку и собачью будку нужны отдельные СТУ. Все разработчики ссылались на старый документ — «Методические рекомендации. Порядок построения и оформления специальных технических условий …», где было установлено, что СТУ могут распространяться на два и более объекта капитального строительства, если они функционально связаны в единый комплекс. Однако статус этих Рекомендаций практический нулевой: они были утверждены решением Нормативно-технического совета Минрегиона России, и не являются нормативно-правовым актом.

Теперь этот вопрос более четко описан в официальном документе — Порядке Минстроя.

Сузился круг организаций — разработчиков СТУ

Кто имеет право разрабатывать СТУ? Теперь в соответствии с п.4 Порядка разработка СТУ проводится проектной организацией и (илинаучно-исследовательской организацией. Ранее СТУ могли разрабатываться любой организацией, благодаря фразе «… или другой организацией», которая была удалена из Порядка Минстроя.

Здесь считаем важным напомнить, что СТУ не являются проектной документацией. СТУ — это нормативные требования (для проектирования), разработка которых формально предшествует разработке проектной документации. Зачем для разработки СТУ исполнитель должен иметь статус проектной организации — абсолютно непонятно. О допусках к каким разделам проектной документации идёт речь? — Да, неважно. Так же, как и неважна конкретная область науки, на которой должна специализироваться научная организация, для того чтобы у неё было право на разработку СТУ.

Появилось «указание риска причинения вреда»

В соответствии с п.6 и п.7 Порядка техническое задание на разработку СТУ и пояснительная записка теперь должны содержать описание необходимости разработки СТУ, включая «указание риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, определяемого в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ „Об обязательных требованиях в Российской Федерации“».

Электронная форма подачи документов для согласования СТУ

Теперь Минстроем больше не принимаются СТУ (весь пакет документов) в бумажном виде. Подписывать документы рукописной подписью также больше не надо.

В соответствии с п.17 Порядка документы, предусмотренные пунктами 15 и 16 Порядка представляются заинтересованным лицом или его представителем в Минстрой России (или в Корпорацию в случае, предусмотренном пунктом 14 Порядка) в электронной форме с использованием в том числе федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (ЕПГУ).

Документация подписывается руководителем организации (заявителем), или уполномоченным им лицом, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

Дополнительную информацию о процедуре подачи документов для согласования СТУ можно получить на сайте Минстроя.

Порядок работы Совета для рассмотрения СТУ

Добавлена абсолютно новая глава IV — Порядок работы Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа), в которой установлены правила и порядок работы совета.


Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые материалы

Новый порядок разработки и согласования СТУ в Минстрое с 2021 по 2026 годы
Новый порядок разработки и согласования СТУ в Минстрое с 2021 по 2026 годы
Новый порядок разработки и согласования СТУ в Минстрое с 2021 по 2026 годы