Новые поводы для внеплановых проверок МЧС России у собственников объектов. О введении новых индикаторов риска пожарной безопасности

В 2023 году вступил в силу Приказ МЧС России №327 от 11.04.2023 и Приказ МЧС № 705 от 04.07.2023, которые значительно расширили перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного пожарного надзора. 

В статье рассмотрим почему это важные документы для отрасли и какие возможные последствия могут быть для собственников объектов защиты, а также компаний, которые осуществляют техническое обслуживание систем противопожарной защиты.

Зачем нужны индикаторы риска?

Федеральным законом от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» установлено, что при осуществлении государственного контроля (надзора) проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий, и даже сама возможность наличия нарушений обязательных требований, способных принести такой вред (или её отсутствие – то есть принцип добросовестности собственника объекта), является значимым критерием, а следовательно, такие сведения (данные) должны учитываться и приниматься во внимание при принятии решения о проведении внепланового надзорного мероприятия.

Какие были индикаторы риска до 28 мая 2023 года?

Статьей 10 248-ФЗ установлено, что перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим конкретный вид федерального надзора. С целью реализации данных полномочий был издан Приказ МЧС России от 07.06.2021 №364 «Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного пожарного надзора»

На момент официального опубликования Приказа МЧС России от 07.06.2021 №364 в утвержденный перечень были включены два индикатора риска нарушения обязательных требований:

• Факт привлечения к административной ответственности эксперта в области независимой оценки пожарного риска за выдачу заведомо ложного заключения о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности;

• Три и более ложных срабатываний в течение тридцати календарных дней систем противопожарной защиты на объекте, на котором могут одновременно находиться пятьдесят и более человек (кроме жилых домов).

То есть любое из вышеуказанных обстоятельств, а именно наличие о них достоверных сведений, может стать основанием для проведения внепланового надзорного мероприятия (проще говоря, внеплановой проверке).

Какие индикаторы риска добавились после 28 мая 2023 года?

Приказ МЧС России №327 от 11.04.2023 дополнил вышеуказанный перечень ещё тремя индикаторами риска нарушения обязательных требований (или как было уточнено выше – основаниями для проведения внеплановой проверки):

• Отсутствие в годовой бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) учреждений информации о расходах на обеспечение пожарной безопасности за последние три года;

• Наличие информации о происшествии, связанном с аварийным режимом работы электросети и (или) электрооборудования на объекте надзора, которое не повлекло возникновение и распространение пожара;

• Наличие информации о ненадлежащей работе на объекте надзора имеющихся систем противопожарной защиты при пожаре. 

Таким образом, у сотрудников МЧС России появилась дополнительная возможность выйти на объект защиты, инициировав внеплановую проверку, что очень важно в связи с введенным мораторием на проведение проверок МЧС России. 

Какие индикаторы риска добавились после 9 августа 2023 года?

После 9 августа 2023 года Минюст России зарегистрировал Приказ МЧС № 705 от 4 июля 2023 г., добавил еще один индикатор риска:

• Наличие у контрольного (надзорного) органа информации о владении, пользовании или распоряжении контролируемым лицом объектом надзора, на котором в тридцатидневный период, предшествующий дню принятия решения о приостановлении действия лицензии в связи с грубыми нарушениями лицензионных требований, были проведены работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), осуществляющим указанную деятельность на соответствующем объекте надзора, за исключением случаев, когда за указанный период в отношении объекта надзора проводились плановое контрольное (надзорное) мероприятие в части оценки технического состояния средств обеспечения пожарной безопасности.

Кого касаются индикаторы риска и какие могут быть последствия?

Введенные МЧС России индикаторы риска нарушения обязательных требований могут иметь последствия не только для собственников объектов, но и для организаций проектирующих, монтирующих и обслуживающих системы противопожарной защиты, так как от качества выполнения их услуг напрямую зависит появление ложные срабатывания и/или обеспечение работоспособности систем противопожарной защиты.

Принятые изменения индикаторов риска дают надзорным органам вполне действенный рычаг для принятия мер реагирования, и как следствие, – возможность пресечь длящиеся нарушения требований пожарной безопасности. В свою очередь, собственникам объектов и исполнителям работ следует принять тот факт, что отсутствие объекта защиты в графике проверок, а также имеющие место законодательные послабления не гарантируют отсутствие претензий со стороны проверяющих, но разумеется, при условии, что основания для проведения внеплановых мероприятий найдут своё подтверждение.