Постановление Правительства РФ от 12.10.2020 № 1662 с новыми критериями и порядком отнесения объектов к категории риска

1 января 2021 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 № 1662 “О внесении изменений в Положение о федеральном государственном пожарном надзоре”.

Документ разработан на основе концепции риск-ориентированного подхода, предусмотренной Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Новая модель отнесения объектов защиты к категориям риска учитывает пересмотр концепции риск-ориентированного подхода и отличается от действующего регулирования тем, что категория присваивается не для групп объектов, а индивидуально для каждого объекта. 

Постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 № 1662, PDF, 928 КБ

Суть нового подхода к определению категории риска

Постановление Правительства РФ от 12 октября 2020 г. № 1662 изменило не только порядок и критерии отнесения объектов защиты к определенной категории риска, но и сам механизм подсчета.

Было

До вступления Постановления Правительства РФ от 12 октября 2020 г. № 1662 категория риска зависела, главным образом, от тех характеристик объекта защиты, которые очевидны и заведомо известны его владельцам: сферы действия, категории взрывоопасности, иногда – высоты или количества посетителей. На основании этой информации можно было определить, насколько серьезными могут быть последствия от несоблюдения требований пожбезопасности на данном объекте. Затем эта величина могла быть несколько скорректирована в зависимости от истории объекта – были ли пожары, наказания, предписания, есть ли “своя” пожарная команда и т.п.

Стало

После вступления Постановления Правительства РФ от 12 октября 2020 г. № 1662 сначала подсчитают общий, “по стране”, риск негативных последствий пожаров – формула для подсчета учитывает численность населения РФ, количество вообще всех объектов защиты и количество жертв (и погибших, и выживших) всех пожаров за определенный период. Вот этот риск – “средний по стране” – именуется “допустимым риском негативных последствий пожаров”.

Затем для каждой отрасли (а точнее, для каждой группы объектов защиты, однородных по видам экономической деятельности и классам функциональной пожарной опасности) будет подсчитан свой, “ожидаемый”, риск последствий – формула для его подсчета использует общее количество объектов защиты в отрасли, число пожаров на всех этих объектах, и число всех жертв всех этих пожаров.

Идея такова – чем “отраслевой” ожидаемый риск выше допустимого среднего риска “по стране”, тем выше становится категория риска сразу для всех объектов такой отрасли (“базовая” категория). То есть трагедия “Зимней вишни” в момент повысит базовую категорию риска для всех кинотеатров и ТЦ в стране, а трагедия “Хромой лошади” – для всех без исключения ночных заведений. Возможно, такая “повязанность” всех субъектов экономических отношений подстегнет у бизнеса здоровый интерес к состоянию “противопожарки” всех своих конкурентов – ведь сильный пожар у одного автоматически навлечет более частый плановый контроль на всех остальных, без исключения.

Как видим, для определения базового “отраслевого” риска используются только и сугубо статистические данные.

Ежегодные расчеты будет делать МЧС, для расчета рисков на 2021 год будут браться данные за 2019 год, а затем будет сформирован пятилетний статистический ряд значений и определена их среднестатистическая величина; все “итоговые” цифры должны быть опубликованы на сайте МЧС.

Получившийся базовый (“отраслевой”) риск можно корректировать – индивидуально для каждого объекта защиты, в ту или иную сторону, причем корректировать значительно: для каждого объекта учитывается много (до 30) показателей, каждый дает какое-то количество баллов, в том числе “отрицательных”. “Отрицательные” баллы даются за разные полезные – с точки зрения пожбезопасности – блага, например, круглосуточный мониторинг работоспособности АУП и АУПС (-4), положительное заключение НОР (-10), круглосуточная охрана объекта ЧОПом с лицензией (-5), пожарная охрана со своим пожарно-техническим вооружением (-15).

“Положительные” баллы начисляются за “пожарные” несовершенства или факторы риска, например, старую электропроводку (+10), печное отопление (+10), пожары на объекте в прошлом (+20) или приостановление деятельности через КоАП РФ (+30), игнорирование “пожарного” предостережения (+10).

“Предустановленные” категории риска предусмотрены только для объектов защиты, за которыми надзирают “военные” и т.п. пожарные инспекторы (Нацгвардия, МВД, ФСО, СВР). Категории же риска для всех гражданских объектов нужно будет подсчитывать в индивидуальном порядке (напомним, что сейчас и до 1 января 2021 года для целых отраслей это не так, например, детсады, больницы и т.п. заведомо относятся к объектам чрезвычайно высокого риска в силу прямого указания Положения о пожарном надзоре).

Периодичность проверок – в зависимости от присвоенной категории риска – с Нового года не изменится. Лишь уточняется межрейдовый период для земельных участков, территорий СНТ и мало- и среднеэтажных (до 28 м) МКД: плановые рейдовые осмотры и обследования этих объектов проводятся не чаще, чем один раз в 3 года.

Источник:
Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ


Подписывайтесь, чтобы не пропустить важные изменения

Постановление Правительства РФ от 12.10.2020 № 1662 с новыми критериями и порядком отнесения объектов к категории риска
Постановление Правительства РФ от 12.10.2020 № 1662 с новыми критериями и порядком отнесения объектов к категории риска