Статья из журнала «Вестник науки», 2023.
В статье рассмотрена проблематика современного подхода к проведению тренировок по тушению пожаров и эвакуации людей. Автором проведены исследования в области поведения людей при поступлении сигналов об учебном пожаре. Найдены решения по оптимизации проведения практических занятий. Особое внимание уделяется вопросам использования специальных, безопасных эффектов для создания имитации реалистичной картины пожара. В работе предложено обоснованное применение действующего многоцелевого тренировочного комплекса «КСД» (ТК), являющегося разработкой автора.
Тренировочным занятиям по эвакуации людей в случае пожара на законодательном уровне отведено небольшое место. В частности, в [1], определена минимальная периодичность таких мероприятий — 1 раз в полугодие. Однако, алгоритм и порядок проведения тренировок, с учетом функциональной пожарной опасности объекта защиты (здания, сооружения) и его технологического регламента, нигде официально не фигурируют. Стоит отметить, что вышеуказанная частота тренировок представляет собой значительно длительный перерыв, отрицательно влияющий на четкое формирование навыков у обучаемых. Такой поверхностный подход, в конечном итоге, приводит лишь к формальному выполнению этого ответственного мероприятия.
Одними из важных аспектов поведения людей на пожаре являются подготовка их физического и психологического состояния. Несомненно, оба эти фактора поддаются тренингу. Очевидно, что для получения положительного результата необходимо учитывать частоту тренировок, рассмотрение различных аварийных сценариев, приближение окружающего пространства на объекте к обстановке, схожей с пожаром, возможность использования первичных средств пожаротушения. Стоит отметить, что главная задача тренировок выражается в формировании у обучаемого фундаментального мировоззрения самостоятельно принимать решения исходя из фактической обстановки, без привязки к конкретному объекту или частной аварийной ситуации.
В учебных пособиях [2, 3] отмечается целесообразность проведения неанонсированных тренировок. Такой подход напрямую связан с возможностью самостоятельно анализировать и принимать решения в экстренной ситуации, индивидуально каждым участником практического занятия. Кроме того, создаются условия для определения фактического времени начала эвакуации [4]. В пособии [3] обращено внимание на необходимость создания условий, хотя бы от части напоминающих проявления пожара, в частности, предложено использование генераторов дыма. Психологическая подготовка ренирующихся также зависит от выбора аварийных сценариев и в большей степени применения различных специальных эффектов, позволяющих погрузить сознание тренирующего в условия, близкие к обстановке на пожаре. Такие эффекты, как отсутствие освещения и возможное задымление на путях эвакуации, визуализация пламени и его звук, указывающие на конкретное место пожара, в значительной степени призваны психологически тренировать участников практического занятия.
В свою очередь, физическая нагрузка в виде оказания помощи пострадавшим при эвакуации в условиях потери видимости и (или) тушения учебного очага пожара первичными средствами пожаротушения, призваны самостоятельно проанализировать потенциал обучаемого в реализации вышеуказанных действиях в случае реального пожара.
При обнаружении пожара, одной из обязанностей граждан является: принятие посильных мер по спасению людей, имущества и тушению пожара. Эти требования четко закреплены на законодательном уровне в [1, 5]. Возможностям тушения учебного пожара, очаг которого расположен непосредственно в здании, необходимо уделять особое внимание, поскольку такой прием позволяет значительно расширить навыки тренирующихся. Действия по самостоятельному поиску в здании первичных средств пожаротушения (при помощи информации, отраженной в планах эвакуации или по установленным на стены знакам безопасности), в том числе, при потере видимости и (или) при ориентации в пространстве объемно-планировочных решений здания, и применения их по назначению способствуют выработке у персонала необходимых навыков для подготовки к тушению пожара на этапе его возникновения.
Немаловажным этапом, при проведении практических тренировок, является готовность систем противопожарной защиты выполнить свои функции, заключающиеся в своевременном обнаружении факторов пожара и формировании сигналов на последующий запуск иных систем пожарной автоматики (СПА), имеющихся на объекте. В качестве основного элемента обнаружения пожара, влияющего на дальнейшее формирование сигналов для иных СПА, выступает автоматический извещатель пожарный (АИП), реагирующий, в зависимости от своей конструкции, на различные факторы пожара: задымление, температуру, пламя, изменение концентрации газов. Динамика опасных факторов пожара (ОФП), достаточно сложный физический процесс, позволяющий отражать фактическую готовность СПА выполнить свою функцию с учетом инерционности АИП, в зависимости от природы очага пожара. Как правило, при проведении тренировок, для инициализации систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) производится принудительное включение системы пожарной сигнализации в ручном режиме — при помощи ручных пожарных извещателей. Автор акцентирует внимание, что тренировки должны сопровождаться рассмотрением наихудших сценариев, близких к реальной обстановке на пожаре, по возможности реализуя динамику факторов, схожую с ОФП, и последующее на них реагирование систем противопожарной защиты (СПЗ) в автоматическом режиме.

Рисунок 1 — Визуализация тушения учебного пожара газовым огнетушителем
Рассматриваемый в статье и предлагаемый к работе ТК позволяет осуществить полноценную тренировку по тушению учебного очага пожара, с возможностью пуска газовых огнетушащих составов, непосредственно в зону имитации открытого пламени (рис. 1).
При этом, формирование условий искусственного задымления направлено на осложнение обстановки в горящем помещении, в виде имитации такого ОФП, как потеря видимости. В свою очередь, процесс газодинамики между смежными с очагом пожара помещениями, ухудшает видимость на путях эвакуации (рис. 2). Это позволяет добиться автономности действий и самостоятельного принятия решений, каждым, отдельным участником тренировки, в рамках которой, обучаемые могут использовать различные способы для достижения успешной эвакуации. Один из таких инструментов рассмотрен в работе [6].

Рисунок 2 — Потеря видимости на путях эвакуации при задымлении
Применение имитации задымления в объеме помещения с пожаром (рис. 3), помимо прочего, направлено на достижение естественной инерционности срабатывания АИП и возможности контроля его(их) работоспособности (приемлемо для дымовых АИП, являющихся самыми распространенными). Такой подход позволяет более основательно подойти к проверке инициализации сигналов, подаваемых на управление другими техническими средствами СПЗ, в частности рассмотреть и проанализировать: фактический алгоритм работы СОУЭ, исходя из места обнаружения факторов пожара; эффективность и алгоритм запуска системы противодымной вентиляции; герметичность заполнения проемов (дверями, окнами, воротами, экранами, шторами), а также отверстий, образовавшихся в результате прохождения инженерных коммуникаций, в противопожарных преградах; эффективность применяемого на объекте вида (типа) эвакуационного освещения.

Рисунок 3 — Работа имитации пламени и задымления в помещении конференц-зала
Внедрение многофункционального тренировочного комплекса «КСД», для проведения занятий по тушению учебного пожара и эвакуации людей из горящего здания позволяет значительно повысить качество тренировок, сформировать у обучаемых основные принципы действий при пожаре. Укрепление психологической и физической подготовки тренирующихся, частота тренировок, способствуют осознанию уровня готовности к возможной работе в условиях реального пожара.