Подпор в шахту лифта. Сравнение методик ВНИИПО и АВОК

Подпор в шахту лифта. Сравнение методик ВНИИПО и АВОК
Иваненко Максим Васильевич

Главный специалист отдела проектирования систем ОВиК c опытом более 8 лет, партнер телеграм-канала ОВиК project.

? Рекомендуем для слушателей курса «Проектирование противодымной вентиляции». Открыт набор группы с 26 апреля →

Обсуждение данного вопроса велось на форуме АВОК. Проанализируем информацию с форума, дополним и сделаем соответствующие выводы.

На момент написания статьи существуют две методики с расчетом подпора в шахту лифта:

МД.137-13 «Расчетное определение основных параметров противодымной вентиляции зданий. Методические рекомендации к СП 7.13130.2013» (ВНИИПО, 2013 г.) (далее – метод ВНИИПО);

Подпор в шахту лифта. Сравнение методик ВНИИПО и АВОК

Р НП «АВОК» 5.5.1 – 2018 «Расчет параметров систем противодымной защиты жилых и общественных зданий» (АВОК-ПРЕСС, 2018 г.). Методические рекомендации 2018 г. в части подпора в шахту лифта идентичны версии 2015 г. (далее – метод АВОК).

Подпор в шахту лифта. Сравнение методик ВНИИПО и АВОК

Проблематика: расход воздуха, необходимый для создания избыточного давления в шахте лифта, рассчитанный по данным методикам различается в 2 и более раз (метод ВНИИПО дает значения выше). Какими рекомендациями пользоваться?

Рассмотрим подробнее каждый из методов.

Метод ВНИИПО. Расход воздуха, необходимый для создания избыточного давления в шахте лифта, определяется исходя из скорости воздуха в открытых дверях лифтовой шахты и коэффициента местного сопротивления (КМС) узла «кабина-шахта» при открытых дверях кабины и шахты на основном посадочном этаже. КМС узла «кабина-шахта» определен эмпирическим путем.

Метод АВОК основывается на истечении воздуха через щель между кабиной и шахтой лифта на основном посадочном этаже. Ширина щели между кабиной и шахтой лифта по всему периметру двери принимается 0,03 м для пассажирских лифтов и 0,05 м — для грузовых лифтов.

Проверим соответствие метода АВОК реальности, благо сделать это достаточно просто. Для этого произведем замеры щелей между кабиной и шахтой лифта, а также поищем соответствующие требования в нормативных документах.

Лифт АО «Щербинскй лифтостроительный завод» на 5 чел., 400 кг:

Подпор в шахту лифта. Сравнение методик ВНИИПО и АВОК
Рис. 1 Зазор между порогом кабины лифта и порогом двери шахты
Подпор в шахту лифта. Сравнение методик ВНИИПО и АВОК
Рис. 2 Зазор между створками двери кабины и створками двери шахты лифта
Подпор в шахту лифта. Сравнение методик ВНИИПО и АВОК
Рис. 3 Зазор между кабиной лифта и шахтой в верхней части
Подпор в шахту лифта. Сравнение методик ВНИИПО и АВОК
Рис. 4 Вентиляционные отверстия в кабине лифта

На рис. 5, 6 представлены требования нормативных документов в части расстояния между элементами кабины и шахты.

Подпор в шахту лифта. Сравнение методик ВНИИПО и АВОК
Рис. 5 Расстояние между элементами кабины и шахты. Требования ГОСТ Р 56943-2016 «Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке. Лифты для транспортирования грузов»
Подпор в шахту лифта. Сравнение методик ВНИИПО и АВОК
Рис. 6 Расстояние между элементами кабины и шахты. Требования ГОСТ 33984.1-2016 (EN 81-20:2014) «Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке. Лифты для транспортирования людей или людей и грузов» (с Поправками)

Из представленной информации вытекают следующие недостатки метода АВОК:

  1. Метод исходит из ошибочного предположения о постоянном размере ширины щели между кабиной и шахтой лифта по всему периметру двери. Значение величины зазора (щели) дано с ошибкой;
  2. Метод не учитывает наличие вентиляционных отверстий в кабине лифта;
  3. Метод не учитывает наличие люка в крыше кабины лифта для пожарных.

Метод ВНИИПО, к сожалению, так просто не проверить.

Опыт проектирования показывает, что лучше иметь определенный запас по производительности (к примеру, см. комментарий ниже). Также важно понимать, что системы подпора в шахту лифта необходимо предусматривать с возможностью автоматического регулирования производительности. Подробнее об этом ниже.

Комментарий

Оба метода не учитывают:
• для лифтов с машинным помещением – утечки воздуха через отверстия для тяговых ремней, канатов, кабелей и т.д.;
• для лифтов без машинного помещения – утечки воздуха через вентиляционные отверстия шахты.

Величина избыточного давления воздуха в шахтах лифтов в соответствии с действующими нормативными документами:

Избыточное давление в шахте лифтаНормативный документ
20-70СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности» (с Изменениями N 1, 2) (п. 7.16 «б»)
20-70ГОСТ Р 53296-2009 «Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности» (Переиздание) (п. 5.1.6)
20-150ГОСТ Р 53300-2009 «Противодымная защита зданий и сооружений. Методы приемосдаточных и периодических испытаний» (с Изменением N 1) (Таблица 1)
Комментарий

1) Имеется расхождение в значении верхней границы избыточного давления в шахте лифта. При проектировании, приемо-сдаточных и периодических испытаниях рекомендуем ориентироваться на значение верхней границы диапазона в 70 Па.

2) Замер давления в шахте лифта осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ Р 53300-2009. При осуществлении замеров давления в шахте лифта необходимо учитывать положение двери лифтового холла (см. разъяснение специалистов ФГБУ ВНИИПО МЧС России).

Как видно из таблицы, нормируемый диапазон избыточного давления в шахтах лифтов достаточно узок. В то же время, на работу систем подпора в лифтовые шахты существенное влияние оказывает гравитационное давление, положение дверных проемов кабины и шахты лифта, положение двери лифтового холла. В связи с данными особенностями, системы подпора в лифт необходимо проектировать автоматически регулируемыми. Технические решения по поддержанию избыточного давления в т.ч. в шахтах лифтов перечислены в п. 9.9 СП 60.13330.2020 «СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха» (с Поправкой, с Изменением N 1).

P.S.: Существует очень интересное решение касательно подпора в шахту лифта:

«…в режиме «пожарная опасность» для пассажирских лифтов, размещенных в описанных в п. 8.6 СП 7.13130.2013 зданиях, фиксировать в открытом положении двери кабины и шахты до момента выхода из нее людей, с последующим их автоматическим закрытием через заданный интервал времени. При этом аппаратно должна быть сохранена возможность повторного открытия дверей кабины и шахты лифта на «основном посадочном этаже» при нажатии любой кнопки (тумблера) внутри или снаружи кабины».

Данное решение успешно применяется в рамках СТУ. Оно значительно упрощает проектирование и снижает затраты на строительство. Надеемся на скорейшее появление этого требования в СП 7.13130.2013.

Вывод. При расчете подачи воздуха в лифтовую шахту рекомендуется пользоваться методикой ВНИИПО. Системы подпора проектируем автоматически регулируемыми.

Теория на примерах, практика на учебном проекте, много обратной связи от преподавателя и удостоверение о повышении квалификации.

Подпор в шахту лифта. Сравнение методик ВНИИПО и АВОК
Подпор в шахту лифта. Сравнение методик ВНИИПО и АВОК
Подпор в шахту лифта. Сравнение методик ВНИИПО и АВОК

Корзина для покупок