Проблемы проекта Приказа МЧС России «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ, применяемых при лицензировании деятельности в области пожарной безопасности»

Автор — Шакирова Анастасия Фатековна, руководитель учебного центра «ТАКИР».

В этой заметке я затрону проблемы проекта Приказа МЧС России «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ, применяемых при лицензировании деятельности в области пожарной безопасности». Проект опубликован на портале проектов НПА 25 января 2022 года — общественные обсуждения пройдут до 8 февраля 2022 года.

Цель заметки — поделиться своим видением проекта и мотивировать вас поучаствовать в его обсуждении. Сначала я изложу свои соображения и доводы о проекте:
1) Почему появился проект и как его позиционируют;
2) Проблемы проекта;
3) Предложения по проекту;
4) Почему нужно поучаствовать в обсуждении проекта, а не ждать чуда.

После прочтения, предлагаю вам сформировать свое собственное мнение о проекте и поделиться им на общественных обсуждениях до 8 февраля 2022 года. Мое мнение — не истина в последней инстанции. Важно мнение всего сообщества!

Почему появился проект и какая у него задача

В 2021 году МЧС России активно взялись за регулирование вопросов проектирования, монтажа, технического обслуживания и ремонта средств обеспечения пожарной безопасности. Для этого они выпустили несколько новых Постановлений, с целью усиления регуляторной функции МЧС России.

1 января 2021 года вступило:
Постановление Правительства РФ от 28.07.2020 № 1128 “Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений”

с 1 марта 2022 года вступят еще 2 изменения:
Постановление Правительства РФ от 20.07.2021 N 1223;
Постановления Правительства РФ от 30.11.2021 N 2107;

Основная задача новых документов — очищение рынка от недобросовестных исполнителей и повышения качества выполняемых работ. Это можно прочитать в паспортах проектов.

Пример из паспорта проекта, размещенного на https://regulation.gov.ru/

Краткое изложение целей регулирования: Установление особенностей лицензирования видов деятельности, лицензируемых МЧС России, повышение ответственности недобросовестных соискателей лицензии (лицензиатов) грубо или систематически нарушающих обязательные требования, усиление регуляторной функции МЧС России в области лицензирования, снижение административного давления на хозяйствующих субъектов, путем создания условий, позволяющих выбирать виды работ отдельно по каждому филиалу (представительству).

Постановление Правительства РФ от 30.11.2021 N 2107 внесло важные изменения — новые требования к исполнителям работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности:

1. Определили, что у лицензиата должен быть, минимум, один ответственный сотрудник с квалификацией (т.е иметь диплом!) по пожарной безопасности и соответствующим стажем работы:

в) наличие у соискателя лицензии или лицензиата работника, ответственного за осуществление лицензируемого вида деятельности, заключившего с соискателем лицензии или лицензиатом трудовой договор, имеющего высшее или среднее профессиональное образование по специальности ”Пожарная безопасность”, либо высшее образование по направлению подготовки ” Техносферная безопасность” (профиль – ”Пожарная безопасность”), либо иное высшее образование при условии получения дополнительного профессионального образования по типовой дополнительной профессиональной программе – программе профессиональной переподготовки, утвержденной лицензирующим органом, и имеющего стаж работы не менее 5 лет в организациях, осуществляющих лицензируемый вид деятельности на должностях, связанных с выполнением работ (оказанием услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности, и (или) службы в организациях (учреждениях) федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы на должностях, связанных с осуществлением лицензируемого вида деятельности. Работник может быть ответственным за осуществление лицензируемого вида деятельности только у одного юридического лица или индивидуального предпринимателя;

2. Сотрудники должны пройти повышение квалификации по ТИПОВЫМ программам повышения квалификации.

е) получение лицами, указанными в подпунктах “в” и “г” настоящего пункта, не реже 1 раза в 5 лет соответствующего выполняемым работам (оказываемым услугам) в области лицензируемого вида деятельности дополнительного профессионального образования дополнительным профессиональным программам – программам повышения квалификации.

Учитывая новые требования, следующим шагом стала разработка проекта Приказа МЧС России «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ, применяемых при лицензировании деятельности в области пожарной безопасности».

Именно из этого приказа образовательные учреждения будут брать типовые программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, чтобы обучать специалистов по монтажу, ТО и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности.

Проблемы проекта

1. Содержание предложенных программ не соответствуют требованиям статьи 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”:

Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Проблема в том, что в проекте предложена только одна типовая программа профессиональной переподготовки для получения квалификации «Пожарная безопасность», предназначенная для двух разных ответственных:

  • ответственного за осуществление деятельности лицензиата по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности;
  • ответственного за осуществление деятельности лицензиата по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.

Действительно эти два ответственных должны обладать одинаковыми компетенциями? Неужели тушение и монтаж так похожи друг на друга, что сойдут одинаковые программы обучения? Я считаю, что предложенная программа, даже с учетом модульности, не учитывает серьезные различия в необходимых компетенциях, знаниях и профессиональных навыках, которыми должны обладать лица, для которых разрабатывается данная программа.

2. Типовые дополнительные профессиональные программы не учитывают профессиональные стандарты, требования к квалификациям специалистов, а также требования к реальным профессиональным знаниям, навыкам и компетенциям, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Это требуется в статье 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”

Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.

Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.

Специалисты будут выполнять работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности, а им предлагают сокращенную программу из ФГОС “Пожарная безопасность”, рассчитанную на 5 лет обучения. Также программа профессиональной переподготовки почти идентична программе профессиональной переподготовки “Специалист по пожарной профилактике”, утвержденной Приказом МЧС России от 05.09.2021 №596, вступающего 1 марта 2022 года.

Предложения по проекту

При разработке типовых программ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности нужно:

1) Разделить программы профессиональной переподготовки и сделать две отдельные для каждой категории ответственных:
• ответственного за  осуществление деятельности лицензиата по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности;
• ответственного за  осуществление деятельности лицензиата по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.

2) Существенно изменить подход к содержанию программ — убрать из содержания темы, которые не нужны для монтажа и ТО средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (сейчас много тем для профилактики пожарной безопасности), и добавить те темы занятий, которые действительно нужны для выполнения данных работ. Можно добавить компетенции из нормативных документов:
• Частично профессиональный стандарт “Монтажник слаботочных систем охраны и безопасности
• Частично ФГОС 220703.03 “Электромонтер охранно-пожарной сигнализации”
• Новые ГОСТы Р по проектированию, монтажу и ТО систем противопожарной защиты. (можно взять информацию “что нужно знать и уметь”).

3) Расшить круг ответственных лиц за разработку нормативных документов. Не ставить такие серьезные задачи, от которых зависит вся страна, на одного человека.

4) Разбить задачи на маленькие части и распределить на многочисленные высшие и средние профессиональные образовательные учреждения МЧС.

5) Привлекать лучших сотрудников образовательных учреждений МЧС специализирующихся каждый на своем направлении. Например, не надо заставлять преподавателя кафедры пожарной техники писать вопросы про проектирование сигнализации.

Почему нужно поучаствовать в обсуждении проекта, а не ждать чуда

Я и мои единомышленники постоянно призываем, что нужно участвовать в общественных обсуждениях, так как от новых нормативных документов зависит ваша дальнейшая работа. Но я вижу, что активных участников можно пересчитать на пальцах, даже когда появляются супер важные документы в отрасли, которые зачастую усложняют жизнь самим специалистам. Меня это уже не удивляет. Большинство людей ждут чуда или кого-то, кто придет и сделает что-то за них.

Чудо не случится “просто так”, поэтому предлагаю принять участие в общественном обсуждении — напишите свои предложения разработчикам проекта до 8 февраля 2022 года. Мы уже написали свои замечания и предложения — эта заметка написана на основе нашего письма разработчикам проекта.

Все то же самое, но в видеоролике ?

Добавить комментарий