Послушать доклады автора можно на мероприятии «Пожарная сигнализация свыше 10 лет» 15 сентября и на профпереподготовке для проектировщиков и монтажников СПЗ с 28 сентября.
Продолжение серии статей на тему «Требования к устойчивости СПА» часть 1…
Система требований к устойчивости СПА к внешним дестабилизирующим факторам.
С 1 марта 2021 г. после всех доработок и согласований вступил в силу свод правил СП 484.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования».
В сентябре 2021 г. вступают в силу национальные стандарты ГОСТ Р 59638–2021 «Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность» и ГОСТ Р 59639-2021 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность».
На сегодняшний день это помимо Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и «Правил противопожарного режима в Российской Федерации» ППР -2020 эти три новых основных документа являются основой для практической работы в данной области.
Общаясь со специалистами в данной отрасли я очень хорошо понимаю, что мало кто из них разобрался, почему вдруг так в один момент много всего изменилось. Причем практически никто из них так и не увидел от начала до конца всей комплексности решения многих вопросов, каждый для себя в этих документах по мере работы находит отдельное какое-то требование, и не всегда может понять, как его правильно трактовать и реализовать.
Начну с того, что на сегодняшний день СП 484.1311500.2020 предъявляет требования по проектированию СПС только для конкретного одного здания. Ни о каких кварталах с многоквартирными домами и речи нет, можно даже не искать, только для одного здания. И если в СП 5.13130.2009 были хоть какие-то намеки на то, как прокладывать линии связи между зданиями, то теперь такого просто нет, и надеюсь больше никогда не будет. Не предусматриваются для всех этих СПС внешние линии связи в том числе и способы прокладки, так как воздействия на такие линии связи, соединяющие кучу зданий, могут попросту выводить из строя как сами ППКП, так и их компоненты.
Для кварталов или больших комплексов зданий предусмотрены совсем другие технические средства. Вот она первая составляющая системы устойчивости СПА. И тогда заходим в само здание и начинаем перечислять все требования предусмотренные в этих новых двух документах.

Прежде хотелось бы предложить сравнить представленную здесь на рисунке уже существующую систему требований по устойчивости СПА к внешним воздействиям с той, которую когда-то я ее себе представлял еще в 2015 году, чтобы привести ее в своей статье [11]. Согласитесь, что очень даже похоже и слова почти те же, так что работа в этом направлении как шла, так и идет строго по плану. Да, помимо всего прочего, там у меня уже тогда было приведено пока не реализованное у нас в стране требование по времени восстановления дежурного режима ППКП при обнаружении неисправности в адресной линии связи с пожарными извещателями. За рубежом это время не должно превышать 300 сек. Для многих это пока еще мало понятное требование, но это пока. Надеюсь, что и этому придет своё время.
Теперь по порядку:
1. Чтобы ни у кого не было большого желания использовать один приемно-контрольный прибор (ППКП) сразу на весь квартал зданий, введено ограничение его информационной емкости, не более 512 пожарных извещателей на один ППКП. В европейских стандартах это уже имеет место с 1997 года в EN 54-2 (ППКП). Но в еще в 1993 году было первое упоминание о системной ошибке в ППКП, у нас же пока этот параметр не определен и пока не нормируется.
2. Если где-то не хватает этой предельной информационной емкости в 512 пожарных извещателей, то необходимо использовать несколько ППКП. До 2018 года за рубежом для этого использовали иерархические приборы (типа ёлочки), сейчас речь идет только о приборах с функциями работы в собственной сети. В случае при наличии у ППКП этих функций, они могут быть распределены по всему зданию и соединены в цепочечно-кольцевую структуру. Сразу необходимо отметить, что в виду отсутствия в действующем стандарте ГОСТ Р 53325-2012 таких функций у приборов, данный параметр пока проверке не подлежит. Но они однозначно должны обеспечивать следующие функции:
— возможность передачи всех предусмотренных в нем извещений и сигналов на другие, в т.ч. аналогичные приборы;
— индикацию всех получаемых им извещений или на всех или на одном из выбранных приборов сети;
— контроль с соответствующей индикацией исправности всех линий связи сети между взаимодействующими с ним приборами;
— формирование и передачу сигналов и команд в соответствии полученными извещениями на другие взаимодействующие с ним приборы;
— получение сигналов и команд от других взаимодействующих с ним приборов и выполнение их по заранее введенным алгоритмам;
— работоспособность и взаимодействие всех взаимодействующих приборов в сети при обнаружении единичной неисправности линии связи сети;
— исключение воздействий при выходе из строя на взаимодействие и работу других приборов в сети.
В частности, примерно именно так эти требования были введены в 2018 году в европейском стандарте EN 54-13 (Совместимость). Для большинства зарубежных производителей ППКП это был очень тяжелый год. Надо было очень срочно все свои приборы перевести с иерархической структуры или структуры с двумя резервируемыми линиями связи (типа RS-485) на эту цепочечно-кольцевую структуру. Многим из них просто пришлось начать выпуск абсолютно новых своих ППКП, а что делать, страховщики тут имеют у них основной голос.
Скорее всего именно в таком же виде появятся к ним требования в планируемом нашем межнациональном стандарте на приборы пожарные.
3. Вопрос зонирования СПА и ограничение влияния при единичной неисправности линии связи между собою очень связаны, т. к. допуская возможность отказа всего одной ЗКПС, необходимо обеспечить работоспособность всех других ЗКПС и зон защиты, в том числе с разделением автоматических и ручных пожарных извещателей (ИП), и обеспечить в аварийной ситуации наличие хотя бы одного типа пуска исполнительных устройств пожарной автоматики или автоматического, или ручного (дистанционного). Указанные требования, что по зонированию, что по уровням доступа можно найти еще в европейских требованиях к ППКП EN 54-2 от 1993 года (правда тогда у них за рубежом изначально использовалось понятие групп извещателей). Там уже были требования к обработке системной ошибки и предельное количество потерянных пожарных извещателей при единичной неисправности линии связи (не более 32-х), для чего уже тогда требовалось использовать изоляторы короткого замыкания. Чувствуете разницу в 30 лет, вот когда мы пошли разными путями, скорее всего, пошли они, а мы остались стоять на месте. Термин зон и требования к ним в полном объеме в Европе появился только в 1996 году в EN 54-14 (СПС).
Если обратиться к американским требованиям по проектированию СПС и СОУЭ кодексу NFPA-72, то там можно найти, что для части объектов необходимо применять кольцевые линии связи не только для адресных, но и неадресных СПС, при этом оконечный резистор должен стоять прямо на одном из выходов/входов ППКП. Да что там линии связи с извещателями, для многих категорий объектов требуются кольцевые линии с изоляторами короткого замыкания для линий с оповещателями [1,2,3]. Так и сами требования по устойчивости этих линий связи к внешним воздействиям в корне отличаются от существующих в нашей стране.
В наших же существующих требованиях имеет место пока одно серьезное упущение, которое касается устойчивости к единичным неисправностям линий электропитания пожарных приборов и их компонентов, но надеюсь что в ближайшем обозримом будущем это будет учтено. Вот как это было отражено в требованиях к ППКП в EN 54-2 (ППКП) еще в 1993 году:
Если ППК подключается к устройству электропитания, размещенному в отдельном корпусе, то должно быть предусмотрено наличие разъема, который бы обеспечивал подключение от него как минимум двух линий электропитания и гарантировал в случае короткого замыкания или обрыва линии сохранность второй из них в рабочем состоянии.
4. В какой-то степени исключение функций, не связанных с пожарной безопасностью, и уровни доступа к функциям приборов также очень связаны между собою. Мало того, что исключается любая возможность использования одних и тех же технических средств разными людьми для разных задач, так еще в и рамках самих СПА вводится строгое ограничение по допуску тех или иных сотрудников к тем или иным функциям пожарных приборов. В первую очередь, это касается исключения сброса ложных срабатываний дежурным персоналом объекта и его попыток отключить автоматический пуск пожарных приборов управления. И тогда, хочешь не хочешь, придется думать, как свести вероятность ложных срабатываний до минимума. Я уже здесь отмечал, что это в Европе существует уже с 1993 года, а мы еще до этого сегодня не дошли со своим пониманием стоящих задач.
5. Вводя требование к единству взаимодействия составляющих СПА защищаемого здания, вводится запрет на какое-то совместное использование тех или иных компонентов СПА для разных зданий или задач, не связанных с ПБ. В каждом здании должна быть одна единая и самодостаточная СПА. И вот тут необходимо четко знать и понимать, как те или иные пожарные приборы управления по сигналам от СПС будут управлять в соответствии с разработанными проектировщиком алгоритмами теми или иными исполнительными устройствами пожарной автоматики. И это также входит в это кажущееся несущественным, на первый взгляд, имеющимся требованием в СП 484.1311500.2020.
6. Введенный в приложение А СП 484.1311500.2020 перечень зданий, подлежащих оборудованию адресными СПС, на мой взгляд, констатировал уже давно сложившуюся практику по их использованию, с одной стороны, а с другой стороны, все понимают, что адресные СПС более защищены от внешних воздействий, в т.ч. и от электромагнитных помех, нежели существующие сегодня их неадресные собратья.
7. Наконец-таки у нас в стране появились требования по организации технического обслуживания СПА. Но помимо привычных регламентных работ к ним добавились ежегодные комплексные испытания всей СПА в соответствии с имеющимися в рабочей документации алгоритмами взаимодействия, и тут же появились требования по своевременной замене выслуживших свой срок тех или иных технических средств. Ни в коем случае нельзя пройти мимо времени, выделенного на ремонт вышедшего из строя оборудования. И тут приходит понимание, что без наличия рабочей документации на СПА, все эти работы будет просто не произвести [25]. Вот как всё связано и закручено.
8. Достоверность обнаружения должна достигаться выбором типов пожарных извещателей, выбором алгоритма принятия решения о пожаре и защитой от ложных срабатываний. Вроде дежурная фраза. Одним из самых тяжелых факторов, который мешал и мешает нормальному функционированию СПА, являются как раз ложные срабатывания СПС. Именно из-за них у нас в стране повсеместно отключен автоматический пуск пожарных приборов управления, и все обслуживающие организации с фонариками ищут по стране профессиональных специалистов, способных решать данные вопросы, выполняя роль круглосуточного дежурного персонала пожарного поста (которого реально в природе не существует). Глупо, но имеет место в нашей жизни.
До недавнего времени считалось, что ложные срабатывания даны всем нам откуда-то сверху, и с ними ничего нельзя сделать. Оказалось, можно и не только можно, но и обязательно нужно, и весь мир нашел необходимые пути и ими руководствуется, только мы об этом мало чего знаем, или не хотим об этом знать. Есть теперь их классификация, введена предельная вероятность и указаны пути по их устранению, начиная с этапа разработки рабочей документации. Более того, в соответствии с Приказом Министра МЧС России №364 одним из индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного пожарного надзора является три и более ложных срабатываний в течении тридцати календарных дней систем противопожарной защиты на объекте, на котором могут одновременно находиться пятьдесят и более человек. Так что ссылаться на что-то, сверху данное, уже не получится, придется работать в этом направлении.
Кстати, надо констатировать, что за последние десять лет острота этого вопроса значительно спала, значит, что-то действительно идет к лучшему.
9. Не обошли и вопрос соответствия степени защищенности от электромагнитных помех в местах установки тех или иных технических средств.
10. Ну и наконец-таки появились подвижки по требованиям к линиям связи в новой редакции свода правил СП6.13130.2021. Есть большая надежда на, что в этом своде правил когда-то появятся конкретные требования не только к линиям связи и электропитания, но и к организации электропитания пожарных приборов.