Вопросы
На одном из наших курсов слушатели задали вопросы об организации пожарного поста:
Организация пожарного поста в соответствие с СП484. Например, если реконструкция производственного объекта, диспетчерская с круглосуточным пребыванием персонала находится на 4 этаже, будет ли верно сначала организовать пожарный пост на 1 этаже, на расстоянии не более 25 м от выхода, а от него вывести сигналы в диспетчерскую?
Сотрудник ЧОП находится на объекте круглосуточно. А ответственный сотрудник от собственника со 2 уровнем доступа только днем. Как ночью снимать тревогу? (если она происходит)
Возникли проблемы с осуществлением записей в эксплуатационный журнал СПС исходя из уровня доступа: Диспетчер пишет только Норма Пожар неисправность, а ответственный пишет Снял, Сбросил, Поставил. Но это разные подразделения и территориально они находятся на площади в 1 га… вести электронный журнал- проблемы с цифровыми подписями, бумажный -нужны люди которые будут носить его по территории…
Ответы
На вопросы ответил Зайцев Александр Вадимович, независимый эксперт в области пожарной безопасности с опытом работы более 25 лет, автор большого количества статей в данной области, научный редактор журнала «Алгоритм безопасности». Передаем ему слово:
Я специально объединил эти три вопроса, т. к. они касаются организационных мероприятий на объекте. Дело в том, что как раз вопрос с пожарным постом не до конца проработан с юридической стороны по части целого ряда нормативных актов и документов. Скорее всего к нему еще придется возвращаться и при пересмотре СП484. В существующей редакции 123-ФЗ нет никакого определения пожарному посту, считая, что о нем достаточно написано в Правилах противопожарного режима.
В п.7 ст.83 123-ФЗ есть такая формулировка:
Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения…
Также в п.8 ст.85 123-ФЗ:
Дистанционный ручной привод исполнительных механизмов и устройств систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции зданий и сооружений должен осуществляться от пусковых элементов, расположенных у эвакуационных выходов и в помещениях пожарных постов или в помещениях диспетчерского персонала.
Сейчас в Государственной Думе РФ находятся на рассмотрении поправки, которые еще больше запутывают вопрос в части пожарного поста. Но пока о существующих требованиях.
Для начала смотрим требования к пожарному посту по Правилам противопожарного режима:
Руководитель организации вправе назначать лиц, которые по занимаемой должности или по характеру выполняемых работ являются ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объекте защиты.
Т.е. на объекте за пожарную безопасность должен отвечать или непосредственно руководитель организации или назначенный приказом по организации ответственный за обеспечение пожарной безопасности.
6. В отношении объекта защиты с круглосуточным пребыванием людей (за исключением торговых, производственных и складских объектов защиты, жилых зданий, объектов с персоналом, осуществляющим круглосуточную охрану) руководитель организации организует круглосуточное дежурство обслуживающего персонала и обеспечивает обслуживающий персонал телефонной связью, исправными ручными электрическими фонарями (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного.
10. В местах установки приемно-контрольных приборов пожарных должна размещаться информация с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты, с указанием линии связи пожарной сигнализации. Для безадресных систем пожарной сигнализации указывается группа контролируемых помещений.
В самом ППР не указывается, что пожарные приборы должны устанавливаться на пожарном посту, для них только предусматриваются «места установки».
54. Руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.
При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем. На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем. При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке.
Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
К выполнению работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения привлекаются организации или индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение, если его наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.
55. Перевод средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения с автоматического пуска на ручной, а также отключение отдельных линий (зон) защиты запрещается, за исключением случаев, установленных пунктом 458 настоящих Правил, а также работ по техническому обслуживанию или ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения. В период выполнения работ по техническому обслуживанию или ремонту, связанных с отключением систем противопожарной защиты или их элементов, руководитель организации принимает необходимые меры по защите объектов защиты и находящихся в них людей от пожара. Не допускается выполнение работ по техническому обслуживанию или ремонту, связанных с отключением систем противопожарной защиты или их элементов, в период проведения мероприятий с массовым пребыванием людей.
56. Руководитель организации обеспечивает наличие в помещении пожарного поста (диспетчерской) инструкции о порядке действия дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (устройств, систем) противопожарной защиты объекта защиты.
Пожарный пост (диспетчерская) обеспечивается телефонной связью и исправными ручными электрическими фонарями из расчета не менее 1 фонаря на каждого дежурного, средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного.
Чем отличается пожарный пост от других мест объекта, самое главное — это наличием инструкции о порядке действий дежурного персонала, телефоном и фонарями.
394. В инструкции о мерах пожарной безопасности указываются лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности, в том числе за: а) сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану и оповещение
(информирование) руководства, дежурных и аварийных служб объекта защиты;
б) организацию спасения людей с использованием для этого имеющихся сил и технических средств;
в) проверку включения автоматических систем противопожарной защиты (систем оповещения людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты);
г) отключение при необходимости электроэнергии (за исключением систем противопожарной защиты), остановку работы транспортирующих устройств, агрегатов, устройств с применением открытого пламени, а также теплогенерирующих агрегатов, аппаратов и устройств с применением горючих теплоносителей и (или) с температурой на их внешней поверхности, способной превысить (в том числе при неисправности теплогенерирующего аппарата) 90 градусов Цельсия;
д) перекрывание сырьевых, газовых, паровых и водных коммуникаций, остановку работы систем вентиляции в аварийном и смежных с ним помещениях, а также выполнение других мероприятий, способствующих предотвращению развития пожара и задымления помещений здания, сооружения;
е) прекращение всех работ в здании, сооружении (если это допустимо по технологическому процессу производства), кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара;
ж) удаление за пределы опасной зоны всех работников, не задействованных в тушении пожара;
з) осуществление общего руководства тушением пожара (с учетом специфических особенностей объекта защиты) до прибытия подразделения пожарной охраны;
и) обеспечение соблюдения требований безопасности работниками, принимающими участие в тушении пожара;
к) организацию одновременно с тушением пожара эвакуации и защиты материальных ценностей;
л) встречу подразделений пожарной охраны и оказание помощи в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара;
м) сообщение подразделениям пожарной охраны, привлекаемым для тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно спасательных работ, сведений, необходимых для обеспечения безопасности личного состава, о перерабатываемых или хранящихся на объекте защиты опасных (взрывоопасных), взрывчатых, сильнодействующих ядовитых веществах;
н) по прибытии подразделения пожарной охраны информирование руководителя тушения пожара о конструктивных и технологических особенностях объекта защиты, прилегающих строений и сооружений, о количестве и пожароопасных свойствах хранимых и применяемых на объекте защиты веществ, материалов, изделий и сообщение других сведений, необходимых для успешной ликвидации пожара;
о) организацию привлечения сил и средств объекта защиты к осуществлению мероприятий, связанных с ликвидацией пожара и предупреждением его развития.
Вот в данной инструкции появляется конкретное лицо, ответственное за сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану и оповещение (информирование) руководства, дежурных и аварийных служб объекта защиты и лицо, ответственное за проверку включения автоматических систем противопожарной защиты (систем оповещения людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты). Ни одно из этих лиц не может быть сотрудником сторонних организаций, в т.ч. и ЧОО.
Теперь к СП484.
Сразу хочу отметить, что пожарный пост размещается в конкретном здании, точно также, как и приемно-контрольные приборы, с помощью которых осуществляется контроль противопожарного состояния данного здания.
5.15 Пожарный пост (при его наличии) должен располагаться на первом или цокольном этаже здания. Расстояние от двери помещения пожарного поста до выхода из здания должно быть не более 25 м.
5.16 Пожарный пост может располагаться в помещениях со схожим назначением, например в диспетчерских пунктах или помещениях контроля за другими инженерными системами, при условии соблюдения требований к размещению пожарного поста на объекте.
5.12. …..При отсутствии на объекте круглосуточного пребывания дежурного персонала требования к пожарному посту предъявляются только в части, касающейся помещения и размещения оборудования в нем.
5.12 ППКП и ППУ, функциональные модули индикации и управления, ИБЭ следует устанавливать в помещении пожарного поста. Допускается установка указанных устройств в других помещениях при одновременном выполнении условий:
а) обеспечение указанными устройствами уровня доступа 2 (для лиц, ответственных за пожарную безопасность объекта, т.е. лиц, уполномоченных на принятие решений по изменению режимов и состояний работы технических средств) и уровня доступа 3 (для лиц, осуществляющих техническое обслуживание и наладку СПА объекта);
б) обеспечение передачи всех извещений, предусмотренных указанными устройствами, на пожарный пост с целью отображения световой индикации и звуковой сигнализации, а также обеспечения функций ручного управления, регламентируемых национальными и межгосударственными стандартами.
Т.е. если на в здании нет круглосуточного дежурного, то приборы все-равно размещаются или на пожарном посту, или в других помещениях, при условии, что это не далее 25 м от выхода из здания и вывода на пожарный пост всех сигналов.
Если в здании есть дежурный персонал, но находящийся, к примеру, на 4 этаже, то возлагать на него функции дежурного по пожарному посту недопустимо. Как раз этот вопрос, как и некоторые другие и будет подлежать уточнению в измененной редакции. Но как дополнительный контроль с их стороны за противопожарным состоянием объекта это не запрещено при условии наличия у них выносных дополнительных устройств индикации.
Теперь по ЧОО.
Во всех СМИ, а также из уст очень даже ответственных сотрудников, в т.ч. и внутренних дел и Росгвардии, звучит термин ЧОП, который изъят из обращения уже много как лет. Естественно, не зная даже правильного названия, они не могут и знать, как и чем ограничен спектр услуг, оказываемых этими ЧОО. Даже при поверхностном ознакомлении с законом о частной детективной и охранной деятельностью возникает вопрос – какое отношение мог иметь тот же охранник в ТЦ в г. Кемерово к системам пожарной безопасности.
Закон о частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-I:
1) частная охранная организация (далее также — охранная организация) — организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности;
6) внутриобъектовый режим — порядок, устанавливаемый клиентом или заказчиком, не противоречащий законодательству Российской Федерации, доведенный до сведения персонала и посетителей объектов охраны и обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, выполняемых лицами, находящимися на объектах охраны, в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и требованиями пожарной безопасности;
7) пропускной режим — порядок, устанавливаемый клиентом или заказчиком, не противоречащий законодательству Российской Федерации, доведенный до сведения персонала и посетителей объектов охраны и обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на объекты охраны (с объектов охраны).
Виды охранных и сыскных услуг.
В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий; 6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части; 7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.
Оказание услуг в сфере охраны
Оказание услуг, перечисленных в части третьей статьи 3 настоящего Закона, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом.
Лицензирование частной охранной деятельности Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует на всей территории Российской Федерации. В лицензии указывается (указываются) вид (виды) охранных услуг, которые может оказывать лицензиат.
Сразу после появления у нас в стране МЧС, произошло четкое разделение между охраной объектов, которая до не давних пор относилась к ведомству МВД, а сейчас перешла в ведение Росгвардии. и их пожарной безопасностью. Любой сотрудник всех этих ЧОО к обеспечению пожарной безопасности на объекте не может иметь никакого отношения хотя бы потому, что, как указано в ППР, такие лица должны быть закреплены приказом руководителя по конкретной организации. Сотрудники же ЧОО являются сотрудниками сторонних организаций, несмотря на то, что их деятельность лицензирована по части своей деятельности. точно также, как и любой сотрудник организации арендатора каких-то помещений в данном здании. Сегодня одни, завтра другие, они не имеют ни необходимой подготовки и ни соответствующих знаний для работы на данном объекте в части его противопожарной безопасности. Даже наличия договора с охраняемой ими организации на оказание каких-либо дополнительных услуг, в т.ч. и по части пожарной безопасности, носит никчемную силу. Поэтому ни о каком уровне доступа 2 к пожарным приборам для сотрудников ЧОО речи быть не может.
О втором вопросе: «Вот есть на объекте сотрудник ЧОО, но у него нет 2-го уровня доступа. Как ночью снимать тревогу? (если она происходит)». Снимать тревоги не надо. Если есть тревога, то нужно вызывать пожарные подразделения и действовать в соответствии с инструкцией, размещенной на пожарном посту. Чего не сделал один сотрудник ЧОО в кемеровском ТЦ «Зимняя вишня», а вместо этого на основании судебных материалов произвел, как Вы пишите, «Сброс» и заблокировал еще систему оповещения о пожаре. В итоге у молодого человека появилась острая необходимость в течении 8 лет отбывать наказание в системе ФСИН. Я предполагаю, что в данном вопросе как раз речь и шла о ложном срабатывании СПС. Но всеми новыми нормативными документами ложных срабатываний практически не должно быть. Это относится и к объектам, которые только сегодня начинают проектироваться, и к объектам, которые уже много лет находятся в эксплуатации. Предельная частота ложных срабатываний строго нормирована в ГОСТ Р 59638-2021, т. е. для объектов площадью не более 6.000 кв. м их за весь год не должно быть более 12. А это не каждый день, зато у собственника появится необходимость принять все меры по исключению этих ложных срабатываний, чтобы по ночам спокойно спать. И у сотрудников ЧОО перед законом совесть будет чиста.
К третьей части вопроса: осуществление записей в эксплуатационный журнал СПС исходя из уровня доступа. Коль, если с предыдущими частями вопроса разобрались, то и ответ на третий вытекает из них. О каких записях в эксплуатационном журнале СПС можно говорить, если речь в заданном вопросе идет о разных и территориально разнесенных подразделениях. Далее, а при чем тут вообще записи про «Снял, поставил, сбросил», это же только для систем охранной сигнализации. К пожарной безопасности это не может никак относится. Что касается уровня доступа, то к ведению журнала регистрации извещений СПС это вообще никакого отношения не имеет получили на приборах какое-то извещение, регистрируем и не более.
Здесь необходимо руководствоваться ГОСТ Р 59638-2021 «Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность»:
6.3.1 Эксплуатация СПС осуществляется в соответствии с требованиями [2], рабочей документации, специальной эксплуатационной инструкцией на СПС, руководствами по эксплуатации оборудования и положениями настоящего стандарта.
6.3.2 В процессе эксплуатации СПС дежурный персонал должен осуществлять контроль технического состояния СПС и документировать все поступающие извещения СПС с точностью до ЗКПС или до конкретного технического средства с указанием даты и времени поступления сигналов в журнале регистрации извещений. Допускается запись (в том числе в автоматическом режиме) указанных извещений с помощью принтера событий, в базах данных и электронных журналах при обеспечении возможности обращения к архивным записям не менее одного года. При использовании электронных журналов (баз данных) доступ к функциям очистки должен быть ограничен уровнем доступа 4.
В журнале регистрации извещений для каждой записи должны быть приведены следующие сведения: дата и время регистрации извещения, тип извещения («Пожар», «Неисправность» и т.п.), причина возникновения извещения, фамилия и инициалы осуществившего запись (принявшего извещение, в случае автоматической регистрации извещений в журнал) сотрудника.
6.3.3 При эксплуатации СПС должно быть обеспечено информирование ответственного за эксплуатацию СПС и обслуживающей организации о неисправностях в течение не более 8 часов после их выявления или поступления на ППКП.
Информирование о поступлении сигналов «Неисправность» на ППКП может быть осуществлено в автоматическом режиме, при этом должен быть подтвержден прием данных извещений обслуживающей организацией.
Таким образом, прежде чем пытаться решить какие-то технические проблемы. Настоятельно рекомендую каждый раз на каждом конкретном объекте разобраться с организационными вопросами и не пытаться валить всё в одну кучу.
Практические знания для проектировщиков, монтажников, специалистов ТО и ремонта СПЗ, АУП, СПС, СОУЭ, СОТ, СКУД. Также обучаем специалистов по расчету пожарного риска, НОР, СТУ, МОПБ и т.д.
Профессиональная переподготовка Вторая специальность всего за 3 месяца для специалистов, работающих в отрасли пожарной безопасности, но не имеющих профессионального образования.