Откуда взять операторов (диспетчеров) пожарного поста

Вопрос, который продолжает будоражить сообщество и вызывает серьезные споры, в том числе в нашем профессиональном чате по проектированию СППЗ, где уважаемый Зайцев Александр Вадимович лично отстаивает свою позицию по данному вопросу.

Для тех, кто не участвовал в широкой дискуссии, Александр Вадимович оформил ещё один аргумент в сторону своей позиции о важности корректировки текущих требований сводов правил в отношении требований к дежурному персоналу пожарного поста.

Если у вас другая позиция, будем рады вашим комментариям или полноценной статье с аргументами (info@uc-takir.ru), которую мы сможем опубликовать на сайте. Чем больше мнений от профессионалов отрасли, тем интереснее.

При обсуждении на разных площадках нового проекта СП 3.13130 опять пришлось столкнуться с проблемой обязательного наличия круглосуточного дежурства в помещениях пожарных постов обученных и подготовленных операторов (диспетчеров). Так ведь нечто похожее до сих пор происходит и при реализации требований СП 484.1311500.2020.

Мало кто понимает, что такое штатная дисциплина в нашей стране и поэтому многие убеждены, что в абсолютно любой организации можно легко ввести в штатное расписание операторов (диспетчеров) пожарного поста, которые будут специально обучены и подготовлены и круглосуточно находиться в помещении этого пожарного поста.

Из Трудового кодекса РФ (ТК РФ):

Статья 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта

Квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Статья 195.2. Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов

Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Статья 195.3. Порядок применения профессиональных стандартов

Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

После чего идем в:

И там ищем хоть какую-то похожую должность для оператора в помещение пожарного поста. Но, к сожалению, там про это ничего найти не возможно, такого там нет.

В частности, в едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих находим для должностей работников в сфере образования следующее:

  • Должности педагогических работников;
  • Должности руководителей;
  • Должности учебно-вспомогательного персонала.

Открываем должности учебно-вспомогательного персонала:

  • Вожатый;
  • Дежурный по режиму (включая старшего);
  • Диспетчер образовательного учреждения;
  • Младший воспитатель;
  • Помощник воспитателя;
  • Секретарь учебной части.

Выбираем дежурного по режиму (включая старшего) и читаем:

Должностные обязанности: Осуществляет постоянное наблюдение за поведением воспитанников с девиантным поведением на территории специального учебно-воспитательного учреждения и за его пределами. Предупреждает нарушения дисциплины и порядка. Контролирует соблюдение распорядка дня и выполнение воспитанниками правил поведения. Выявляет воспитанников, склонных к побегам и нарушениям дисциплины, и проводит профилактическую работу. Во время дежурства на вахте проверяет транспортные средства, въезжающие на территорию учебно-воспитательного учреждения и выезжающие за его пределы, а также провозимые ими грузы, ведет соответствующие записи в установленном порядке. Выполняет указания заместителя директора специального учебно-воспитательного учреждения по режиму или представителя администрации при возникновении беспорядков или в случаях недисциплинированности отдельных воспитанников. Участвует в розыске воспитанников, самовольно ушедших из специального учебно-воспитательного учреждения.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; нормативные документы по вопросам работы специального учебно-воспитательного учреждения; педагогику, педагогическую и возрастную психологию; санитарные правила содержания и режима специального учебно-воспитательного учреждения; основы трудового законодательства; требования по охране прав несовершеннолетних; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации: Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по установленной программе без предъявления требований к стажу работы. Для старшего дежурного по режиму — высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и стаж работы в должности дежурного по режиму не менее 2 лет.

Всё четко прописано. И так про абсолютно любую существующую штатную должность от уборщицы до генерального директора.

В любой что частной, что государственной организации должен быть Устав, а в нем обязательно должно быть про коллективный договор. Так вот в этом коллективном договоре обязательно должна быть ссылка на обязательное выполнение ТК РФ. И сразу в нём попадаете на статьи 195.1-195.3, здесь приведенные. Поэтому наличие в штате организаций каких-либо родственников на должностях «оператор по просмотру телевизионных программ» просто исключено.

Так и про оператора, диспетчера или дежурного пожарного поста нет нигде ничего.

Поэтому ввести эту штатную единицу в организации любого вида собственности на сегодняшний день просто невозможно. Ни в одном из действующих справочников не предусмотрено ни соответствующих должностных обязанностей, не определены ни необходимые знания по выполнению своих обязанностей, ни сами требования к квалификации. Кто-то пытается выкрутиться каким-то образом, называя этих операторов (диспетчеров) администраторами торгового зала или диспетчером по лифтовому оборудованию. Но такой подход снимает с них ответственность по части обеспечения требований ПБ, что полностью обесценивает все эти потуги для обхода существующей штатной дисциплины.

Но тут же сразу встаёт вопрос о программе обучения этих операторов (диспетчеров). Где они будут проходить соответствующую подготовку, кто их и чему будет учить. Ведь это должна быть чуть ли не миллионная армия, в каждый магазин, в каждый салон красоты, научный институт или бизнес центр, в каждый детский сад или школу, интернат и больницу. Не говоря о промышленных предприятиях.

Единственно что можно найти так это специалиста по пожарной профилактике. Но это никакой не оператор или диспетчер. В его задачи входит:

  • организация пожарно-профилактической работы на объекте защиты;
  • обеспечение противопожарных мероприятий, предусмотренных требованиями пожарной безопасности;
  • организация работы по содействию пожарной охране при тушении пожаров на объекте защиты;
  • контроль исправности систем и средств противопожарной защиты;
  • организация обучения работников объекта защиты мерам пожарной безопасности.

Но не его же круглые сутки держать в помещении пожарного поста, он тогда не сможет выполнять свои прямые обязанности.

Безусловно у нас в стране есть объекты, где должны быть такие специалисты для круглосуточного дежурства на пожарных постах. Но это уже непросто дежурные операторы (диспетчеры) пожарного поста, а сменные инженеры специально созданных для этих целей подразделений. И это совсем другой уровень, что организаций, что самих специалистов. И решения по таким организациям принимается на самом верхнем уровне руководства нашей страны. По крайней мере, финансовые затраты для этих целей они считать умеют. А вот откуда взять деньги для операторов (диспетчеров) круглосуточных пожарных постов в школах еще никто не решал, поскольку и таких штатных единиц не предусмотрено.

Вот это и есть общегосударственная штатно-кадровая система. А пытаться через какие-то своды правил на проектирование чего-то технического обойти эту систему носят противозаконный характер.

Конечно, у каждого может быть своё личное мнение и свои варианты выхода из этой ситуации, но такова реальность и с ней надо как-то считаться.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Добавить комментарий