Где и зачем требуется дежурный персонал на объекте в части обеспечения технических мероприятий с СПА по действующими законам и нормативными документами

1. Дежурный персонал объекта и пожарный пост

Буквально совсем недавно я здесь на этом сайте УЦ «ТАКИР» разместил свой очередной материал, посвящённый пожарному посту: «Откуда взять операторов (диспетчеров) пожарного поста». Из которого становится понятным, что таких операторов в природе, в принципе, не существует.

Буквально меньше года назад я при попытке ответить одной проектировщице, проходившей у нас в УЦ переподготовку, сразу для неё написал материал под названием: «Зачем нужен круглосуточный дежурный персонал на пожарном посту».

И там я рассматривал обращённый ко мне вопрос: «Может кто сталкивался с тем, что согласно п. 6.1.1 ГОСТ Р 59638-2021″Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность” эксплуатация СПС включает в себя подготовку дежурного персонала по использованию технических средств СПС (изучение технической документации). В какой форме происходит эта подготовка и какими документами фиксируется?»

Так о каких программах обучения может идти речь, какие квалификационные характеристики к этим операторам могут предъявляться? Кто их должен или может чему-то научить, когда их нет толком в природе?

А началось всё ещё раньше, с материала: «Организация пожарного поста в соответствие с СП 484.1311500 и другими НПА». И чем больше я пытался осветить этот вопрос, тем больше у моих коллег по проектированию возникало ко мне вопросов.

И вот настал момент разобраться, а что всё-таки должен знать и уметь этот дежурный персонал объекта.

Лучше всего здесь начать с Правил противопожарного режима (ППР). Ведь именно там описаны все действия, которые должны предпринять сотрудники любой организации или предприятия нашей страны в случае обнаружения пожара. Для этого в п. 394 этих Правил приведена инструкция по их действиям. Вот основные из них:

а) сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану и оповещение (информирование) руководства, дежурных и аварийных служб объекта защиты;

б) организацию спасения людей с использованием для этого имеющихся сил и технических средств;

в) проверку включения автоматических систем противопожарной защиты (систем оповещения людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты).

Для того, чтобы узнать дежурному о пожаре в соответствии с п. 7 ст. 83 Федерального закона 123-ФЗ достаточно увидеть на размещённом у него в помещении дежурного персонала, а не на пожарном посту, как многие думают, приёмно-контрольном приборе сигнала о пожаре от смонтированных в зданиях его областной больницы СПС. А дальше всё ещё проще — телефон «112» с сообщением о пожаре по такому-то адресу.

И тут же начинается эвакуация людей из горящего здания. По всем требованиям действующих документов это оповещение людей о пожаре должно происходить автоматически по сигналам от СОУЭ, запускаемой в автоматическом режиме по командам от СПС.

Почему-то все уверены в том, что тут как из-под земли должен появиться обученный и всячески подготовленный специалист с дикторским голосом и начать через аварийный микрофон руководить потоками эвакуируемых людей, так чтобы эти потоки не пересекались, не создавали каких-либо кучностей, и все быстренько смогли покинуть здание.

Так нет, это в соответствии с действующим сводом правил СП 3.13130.2009 вовсе и не требуется.

Читаем в п. 3.3: «В СОУЭ 3-5-го типов полуавтоматическое управление, а также ручное, дистанционное и местное включение допускается использовать только в отдельных зонах оповещения».

Что такое «отдельные зоны оповещения» остаётся только догадываться. Почему они отделены от всех остальных? А может, потому как их не должно быть очень много. А может там присутствуют совсем другие критерии. Не знаю, не могу это прокомментировать. Но тут же идет следующее требование:

3.5. Управление СОУЭ должно осуществляться из помещения пожарного поста, диспетчерской или другого специального помещения, отвечающего требованиям пожарной безопасности, предъявляемым к указанным помещениям.

Т. е. тот обученный и подготовленный специалист, который тут так внезапно оказался, для отдельных этих зон оповещения должен вещать что-то там очень умное и соответствующее складывающейся ситуации именно из помещения пожарного поста. Вот ведь, молодец какой, очень даже вовремя появился. А если там оказался какой-то обычный дежурный ничему не наученный, и не умеющий двух слов связать. Или надо проводить каждый раз кастинг при приёме на работу на наличие у дежурных дикторских способностей? Странно, но об этом нигде нет и речи.

Так ведь и этого будет мало. Надо очень хорошо знать архитектуру зданий, со всеми его эвакуационными выходами, их пропускной способностью и наличием гарантии, что они обеспечат безопасную эвакуацию людей.

Параллельно с этим нельзя забыть про противодымную вентиляцию. Ведь если она не включится, то, как это было, в «Крокус-Сити Холл» в том же туалете окажется не один десяток трупов, лежащих друг на друге. Мне даже уже по прошествии некого периода времени страшно такое представить. Так это управление нашими так любимыми ОЗК.

А что у нас для этого у дежурного есть в соответствии с СП 7.13130 — «пульт дежурной смены (???) диспетчерского персонала». Что это такое никто не знает, никакой нормативный документ нам это не может пояснить, но на нём требуется произвести какие-то очень чёткие манипуляции, иначе система противодымной вентиляции своих задач никогда не выполнит. Придётся разобраться на каком этаже размещён тот или иной дымовой клапан, чтобы открыть только его, какой вентилятор запустить и с каким алгоритмом, иначе система работать не будет. Потом разобраться с включением подпора воздуха в лестничных клетках и лифтовых шахтах. Всего-то, подумаешь. В принципе можно воспользоваться некой инструкцией с картинками всего на 10 листах, и попробовать методом проб и ошибок выполнить необходимые манипуляции. Где наша не пропадала.

И тут приходит время в ручную постараться с помощью автоматических установок пожаротушения потушить огонь в том или ином помещении. Для этого у дежурного есть некий пульт или блок управления. Смотрим свод правил СП 485.1311500.2020:

9.16.2 Устройства ручного пуска установок должны быть защищены от случайного приведения их в действие или механического повреждения. Они должны быть опломбированы, за исключением устройств местного пуска, установленных в помещениях станции пожаротушения, или устройств дистанционного пуска пожарных постов.

А что, всё очень просто, жмёшь на кнопку, и в том помещении включается пожаротушение.

Только не надо забывать, что это само пожаротушение достаточно опасно для людей, что газ, что порошок, что аэрозоль. Стоит нажать не на ту кнопку, то это пожаротушение будет производиться не в том помещении, и там погибнет пара-тройка десятков людей. Вот куда кривая может завести. А может этому дежурному не захочется рисковать перед Уголовным кодексом, а получить только взыскание за плохое знание материальной части системы пожарной автоматики.

Всё что было тут написано, это касается только того, что действительно требуют наши нормативные документы. Но у руководителей организаций, помимо этого, есть ещё и свои так называемые «хочушки». И вот тут начинается всё самое глупое и несовместимое с действующими законами и нормами.

Где и зачем требуется дежурный персонал на объекте в части обеспечения технических мероприятий с СПА по действующими законам и нормативными документами

Так, мы устно вменим в обязанности этого дежурного, чтобы, прежде чем куда-то зачем-то звонить о пожаре, чтобы он лично в наличии этого пожара убедился, иначе пригрозим увольнением. Зачем нам тут лишние приезды пожарных расчётов, потом эти инспектора ГПН проверками замучают. Ничего страшного, сбегает дежурный в соседнее здание, поднимется бегом на 17-й этаж, так лифты-то уже отключены, найдёт нужное помещение и убедится своими глазами, что там действительно пожар. Ну а потом также бегом назад к себе на пожарный пост, чтобы управлять через аварийный микрофон эвакуацией людей, в ручном режиме управлением противодымной защитой, так в случае чего и запуском автоматического пожаротушения в том помещении, где что-то горит. Да какая ерунда, что будет потеряно столько времени.

И вот наши проектировщики постоянно идут навстречу этим руководителям организаций, чтобы обеспечить им такую возможность. А что эти дежурные. Корпоративность для них превыше всего. Они думают, что это только на пользу их руководителю. Только забывают, что все эти устные указания в суде учтены не будут, и им по своей глупости придётся на некоторое время попрощаться со свободой и отбыть некоторый срок по уголовной статье.

А для чего иначе все эти возможности ручного управления предусмотрены. А почему так просто, потому что по большей части специалисты отрасли и разработчики нормативных документов не верят тому, что системы должны и обязаны всё это отработать в автоматическом режиме, почему они так и называются «Автоматическими». Вот откуда растут эти подходы.

2. Где и в каком виде требуется дежурный персонал объекта и операторы в помещение пожарного поста

Наименование документаФормулировка требования
1ФЗ-123 ст. 83п. 5. Автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны обеспечивать автоматическое информирование дежурного персонала о возникновении неисправности линий связи между отдельными техническими средствами, входящими в состав установок.
2п. 7. Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на прибор приемно-контрольный пожарный, устанавливаемый в помещении дежурного персонала, или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре.
3ФЗ-123 ст. 84п. 1. 6) обеспечение связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре;
4ФЗ-123 ст. 85п. 8 8. Дистанционный ручной привод исполнительных механизмов и устройств систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции зданий и сооружений должен осуществляться от пусковых элементов, расположенных у эвакуационных выходов и в помещениях пожарных постов или в помещениях диспетчерского персонала.
5Правила противопожарного режима6. В отношении объекта защиты с круглосуточным пребыванием людей (за исключением торговых, производственных и складских объектов защиты, жилых зданий, объектов с персоналом, осуществляющим круглосуточную охрану) руководитель организации организует круглосуточное дежурство обслуживающего персонала и обеспечивает обслуживающий персонал телефонной связью, исправными ручными электрическими фонарями (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного.
610. В местах установки приемно-контрольных приборов пожарных должна размещаться информация с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты. Для безадресных систем пожарной сигнализации указывается группа контролируемых помещений.
755. Перевод систем противопожарной защиты с автоматического пуска на ручной, а также отключение отдельных линий (зон) защиты запрещается, за исключением случаев, установленных пунктом 458 настоящих Правил, а также работ по техническому обслуживанию или ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения.
856. Руководитель организации обеспечивает наличие в помещении пожарного поста (диспетчерской) инструкции о порядке действия дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (устройств, систем) противопожарной защиты объекта защиты. 
Пожарный пост (диспетчерская) обеспечивается телефонной связью и исправными ручными электрическими фонарями из расчета не менее 1 фонаря на каждого дежурного, средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного.

394. В инструкции о мерах пожарной безопасности указываются лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности, в том числе за: 
а) сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану и оповещение (информирование) руководства, дежурных и аварийных служб объекта защиты; 
б) организацию спасения людей с использованием для этого имеющихся сил и технических средств; 
в) проверку включения автоматических систем противопожарной защиты (систем оповещения людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты);
9СП 484.1311500.20203.22. пожарный пост: Специальное помещение, оборудованное приборами приемно-контрольными пожарными и/или приборами пожарными управления (или их выносными панелями индикации и/или управления), с круглосуточным пребыванием обученного дежурного персонала.
105.12. ППКП и ППУ, функциональные модули индикации и управления, ИБЭ следует устанавливать в помещении пожарного поста. Допускается установка указанных устройств в других помещениях при одновременном выполнении условий:
а) обеспечение указанными устройствами уровня доступа 2 (для лиц, ответственных за пожарную безопасность объекта, т.е. лиц, уполномоченных на принятие решений по изменению режимов и состояний работы технических средств) и уровня доступа 3 (для лиц, осуществляющих техническое обслуживание и наладку СПА объекта);

При отсутствии на объекте круглосуточного пребывания дежурного персонала требования к пожарному посту предъявляются только в части, касающейся помещения и размещения оборудования в нем.
115.13. Размещение приборов, функциональных модулей и ИБЭ в помещении пожарного поста следует предусматривать в местах, позволяющих осуществлять наблюдение и управление ими, а также техническое обслуживание.
125.15 Пожарный пост (при его наличии) должен располагаться на первом или цокольном этаже здания. Расстояние от двери помещения пожарного поста до выхода из здания должно быть не более 25 м.
135.16. Пожарный пост может располагаться в помещениях со схожим назначением, например в диспетчерских пунктах или помещениях контроля за другими инженерными системами, при условии соблюдения требований к размещению пожарного поста на объекте.
14СП 485.1311500.20203.52. пожарный пост: Помещение здания или сооружения, оборудованное приборами контроля состояния и управления техническими средствами пожарной автоматики, с круглосуточным пребыванием дежурного персонала.
156.1.10. АУП, кроме спринклерныхи, спринклерно-дренчерных, должны быть оснащены: дистанционным ручным пуском — от устройств, расположенных у входа в защищаемое помещение, и при необходимости — с пожарного поста;
166.5.5. Принудительный пуск СО-ПП или СО-КПП может осуществляться по совокупности сигналов от:

а также по команде оператора с пульта управления.
176.8.2. Узлы управления могут размещаться в насосных станциях, помещениях пожарных постов, в защищаемых помещениях или вне защищаемых помещений, имеющих температуру воздуха 5 °С и выше и обеспечивающих свободный доступ персонала, обслуживающего АУП.
186.10.14. Насосная станция должна быть оборудована телефонной связью (или другим видом оперативной связи) с помещением пожарного поста.
198.2.3. При срабатывании автоматического извещателя общего обзора или двух извещателей, включенных по логической схеме “И”, на пожарный пост должен поступать сигнал “Внимание”.

8.2.4. Включение пожарного насоса, запорно-пусковых устройств с электроприводом, передача сигналов в пожарную часть, включение звуковой и световой пожарной сигнализации, передача на пожарный пост сигнала “Пожар” и передача сигналов для управления технологическими системами, системами обменной и пожарной противодымной вентиляции и т. п. должны выполняться после регистрации пожара системой пожарной сигнализации или автоматическим пожарным извещателем наведения первого из обнаруживших пожар ПРС-С (в зависимости от принятого алгоритма функционирования РУП).
209.16.2. Устройства ручного пуска установок должны быть защищены от случайного приведения их в действие или механического повреждения. Они должны быть опломбированы, за исключением устройств местного пуска, установленных в помещениях станции пожаротушения, или устройств дистанционного пуска пожарных постов.
2110.4.2. Устройства ручного, дистанционного и местного пуска установок должны быть опломбированы, за исключением устройств ручного пуска, установленных в помещениях пожарных постов.
22СП 3.13130.20093.3. СОУЭ должна включаться автоматически от командного сигнала, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения, за исключением случаев, приведенных ниже.
Дистанционное, ручное и местное включение СОУЭ допускается использовать, если в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности для данного вида зданий не требуется оснащение автоматическими установками пожаротушения и (или) автоматической пожарной сигнализацией. При этом пусковые элементы должны быть выполнены и размещены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ручным пожарным извещателям.

В СОУЭ 3-5-го типов полуавтоматическое управление, а также ручное, дистанционное и местное включение допускается использовать только в отдельных зонах оповещения.
233.5. Управление СОУЭ должно осуществляться из помещения пожарного поста, диспетчерской или другого специального помещения, отвечающего требованиям пожарной безопасности, предъявляемым к указанным помещениям.
24СП 7.13130.20137.20. Включение оборудования противодымной вентиляции должно осуществляться автоматически (от автоматической пожарной сигнализации или автоматических установок пожаротушения) и дистанционно (с пульта дежурной смены (???) диспетчерского персонала и от кнопок, установленных у эвакуационных выходов или в пожарных шкафах).
25СП 10.13130.202012.14. Насосная станция должна быть оборудована телефонной связью (или другим видом оперативной связи) с помещением пожарного поста.
26СП 251.1325800.2016
«Здания общеобразовательных
организаций»
7.3.16. В зданиях ОО должны быть предусмотрены системы АПС и оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствии с требованиями СП 5.13130 и СП 3.13130. Сигнал о срабатывании системы АПС выводится в помещение с круглосуточным пребыванием дежурного персонала (пост охраны) и в ближайшую пожарную часть.
27СП 456.1311500.2020
«Многофункциональные здания. требования
пожарной безопасности»
8.6. МФЗ должно быть оборудовано помещением пожарного поста в соответствии с СП 5.13130, СП 10.13130.
28СП 158.13330.2014 «Здания и помещения медицинских организаций»7.6.9.5. Для координации действий в чрезвычайных ситуациях создается пожарный пост (СП 5.13130). В медицинских организациях мощностью до 100 коек пожарный пост может размещаться в помещении охраны. Пост должен быть оснащен городской и внутренней телефонной связью для приема и передачи сообщений в пожарную службу, в подразделения медицинской организации и за ее пределы, а также громкой связью с дежурной сменой медицинского персонала. На посту должны быть установлены системы пожарной сигнализации, устройства включения систем автоматического пожаротушения и другие устройства, необходимые для управления в чрезвычайных ситуациях.
297.6.9.7. Информация о срабатывании противопожарных систем должна поступать не только в помещение пожарного поста, но и в помещение (ия) дежурного медицинского персонала, а при необходимости, и в кабинет руководителя медицинской организации (главного врача), для оперативного руководства дежурным персоналом при проведении эвакуационных мероприятий.
307.6.9.8. В обязательном порядке следует предусматривать двухстороннюю связь безопасных (пожаробезопасных) зон с помещением пожарного поста и дежурного персонала.
31СП 257.1325800.2016 «Здания гостиниц»10.2. Управление системами противопожарной защиты следует осуществлять с одного центрального пульта управления.
32СП 309.1325800.2017
«Здания театрально-зрелищные»
7.31. Прием и регистрация сигналов о пожаре предусматриваются на аппаратуру, размещаемую в помещении охраны.

В заключении этой статьи мне очень хочется привести эту таблицу с разнообразными подходами к помещению пожарного поста. Скажу сразу, это такое разнообразие подходов, что только приходится удивляться, сколько авторов, и каждый со своим взглядом, в этом всём участвовало.

Самое интересное заключается в том, что в подавляющем большинстве сводов правил по проектированию объектов различного назначения в разделе о пожарных мероприятиях указывается, что СПС (АПС) должна монтироваться в соответствии со сводом правил СП 5.13130.2009. Вот только в них нет ни слова про само помещение пожарного поста. Есть всё, сколько унитазов и на какой площади, размеры гардеробных из расчёта на одного посетителя, площади спортивных залов и учебных аудиторий, площади всяких лабораторий и операционных. Только вот ни одного квадратного метра для помещения пожарного поста. Поэтому их там и не может быть, так же как и операторов этих пожарных постов. Как одних нет, так и помещений для них тоже.

Есть некоторые исключения, где даётся ссылка по части СПС на СП 484.1311500.2020. А есть и совсем уникальные случаи как, например, с теми же гостиницами или зданиями и помещениями медицинских организаций. А в зданиях общеобразовательных организаций вообще сигнал о срабатывании системы АПС выводится в помещение с круглосуточным пребыванием дежурного персонала (пост охраны), несмотря на то, что эти школы на ночь закрываются и там никого не должно быть, а пост охраны тут вообще ни при чём. Так и в театрально-зрелищных зданиях приём и регистрация сигналов о пожаре предусматривается «на аппаратуру, размещаемую в помещении охраны», который к пожарной безопасности не может иметь никакого отношения.

И всё это происходит оттого, что в МЧС России нет чёткого понимания, кто, как и почему должен и обязан реагировать на сигналы о пожаре. На мой взгляд, пока в МЧС не определятся с этим принципиальным вопросом и будет иметь место вся эта чехарда. Остаётся теперь только ждать.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Добавить комментарий