Концепция совершенствования контрольной (надзорной) деятельности до 2026 года

Правительством предложена «Концепция совершенствования контрольной (надзорной) деятельности до 2026 года» (далее — Концепция).

Разберём интересные моменты Концепции и мысли Правительства на счёт дальнейшего развития контрольной (надзорной) деятельности надзорных органов.

Положения, изложенные в Концепции, касаются не только пожарного надзора, но и других видов контроля и надзора, а также затрагивает Генеральную прокуратуру, Минтруд, Минцифры, Минэкономразвития, Минюст, Роспотребнадзор и прочие министерства и ведомства.

Концепция разбита на главы, соответственно наше повествование будет построено в порядке изложения глав Концепции.

Общие положения

Правительством отмечается необходимость большей цифровизации при взаимодействии контролируемых лиц с надзорными органами с использованием различных цифровых платформ, например, через Госуслуги или мобильное приложение «Инспектор».

В данном приложении планируется реализовать возможность проведения профилактических визитов, обмена документами и подтверждения устранения выявленных нарушений, например, с помощью отправки фото или проведения видеоконференции.

Отмечена необходимость развития механизма досудебного обжалования решений контрольных органов. В настоящий момент данная система уже функционирует и, перед тем, как предпринимателю (или иному контролируемому лицу) подать жалобу на предписание (а также иное решение или действие инспектора, принятое в ходе проверки) в суд, он обязан пройти процедуру досудебного обжалования через специальный раздел Госуслуг.

Также Правительство целенаправленно старается уйти от «палочной системы» и сплошных проверок. Отмечена необходимость осуществить переход к проведению большинства внеплановых контрольных мероприятий на основании индикаторов риска нарушения обязательных требований. Для федерального государственного пожарного надзора данные индикаторы в настоящий момент уже применяются. В частности, в 2023 году значительно расширился перечень индикаторов риска

Например, инспектор вправе провести внеплановую проверку объекта, на котором зафиксировано три и более ложные сработки пожарной сигнализации. При этом при согласовании проверки с органами прокуратуры по нарушенным индикаторам риска инспектору не придётся доказывать, что подобное нарушение несёт угрозу жизни и здоровью людям. Такие индикаторы на данный момент действуют как в сфере пожарного надзора, так и лицензионного контроля.

Для объектов бизнеса предлагается полностью заменить выездные проверки профилактическими визитами. Плановые проверки также планируется заменить профилактическими визитами и на социальных учреждениях — детский сдах, школах, больницах и прочих объектах. 

Основное различие подобного профилактического визита и проверки в его длительности — для проверки срок составляет 10 рабочих дней, для профилактического визита 1 день и административной ответственности. После проведения профилактического визита лицо, допустившее нарушение, не подлежит административной ответственности, а значит не платит штрафы. 

Также предлагается дальнейшее развитие индикаторов риска, разрабатывая их с учётом наиболее нарушаемых, массовых и критичных видах нарушений обязательных требований

Важной мыслью в Концепции является предусмотреть в дальнейшем возможность не считать нарушениями требований действия контролируемых лиц на основании официальных разъяснений и руководств. В настоящий момент такие разъяснения носят лишь информативный характер и не являются нормой права.

Развитие системы риск ориентированного подхода к проведению проверок

Концепцией предусматривается доработка системы категорирования объектов.

Планируется расширить критерии добросовестности, при соблюдении которых категорий риска объекта будет снижена.

Предлагается осуществлять плановые проверки только в отношении объектов контроля чрезвычайно высокой и высокой категорий риска. Проверки объектов иных категорий проходить в форме профилактических визитов с выдачей предписаний.

Развитие сервисов профилактики нарушений обязательных требований

Основной задачей в данном направлении ставится стимулирование добросовестного поведения контролируемых лиц, которое строится на взаимном уважении и взаимной выгоде бизнеса, граждан и государства.

Отмечается, что органы контроля должны проводить широкую разъяснительную кампанию, выпуская доступные для понимания руководства по соблюдению обязательных требований, видеоматериалы, проводя консультирования и давая практические советы в рамках профилактических визитов.

Для некоторых видов надзора предлагается разработать сервис самообследования с возможностью подачи декларации о соответствии обязательным требованиями в основном для малых и средних предприятий.

В рамках такого самообследования контролируемому лицу будет предложено самостоятельно оценить соблюдение требований законодательства на своём объекте по чек-листу и составить декларацию. При этом результат такого обследования должен заноситься в специальную информационную систему. В дальнейшем инспектор в ходе проведения профилактического визита будет оценивать составленную контролируемым лицом декларацию и оценивать её достоверность.

Высокая оценка достоверности декларации и соответствия объекта требованиям безопасности также могут снизить категорию риска объекта.

По итогам подобных мероприятий предлагается создать «рейтинг безопасности» объектов. Информация о присвоенном рейтинге должна наклеиваться в виде стикера или значка при входе на объект. Таким образом, посетитель или клиент будет понимать, попал ли он на объект, на котором соблюдаю требования, например, Роспотребнадзора или нет.

Совершенствование законодательства об административной ответственности в части контрольной (надзорной) деятельности

В рамках указанного подхода основной задачей государственного контроля является не привлечение контролируемого лица к ответственности, а предотвращение и устранение нарушений обязательных требований.

Предлагается исключить привлечение к административной ответственности бюджетные учреждения, не являющимися распорядителями финансовых средств.

Вместо этого предлагается возможным предусмотреть, что после выдачи предписания об устранении нарушений учреждение составляет индивидуальную дорожную карту по устранению нарушений, которая согласовывается с учредителем, а затем с контрольным (надзорным) органом в целях заключения соглашения об устранении нарушений.

При этом предлагается предусмотреть, что после утверждения соглашения с дорожной картой предписание об устранении нарушения отменяется, а оценка устранения нарушений осуществляется исключительно посредством механизмов дорожной карты.

Таким образом, привлечение к ответственности будет возможно не за факт нарушения требований, а лишь за невыполнение разработанной дорожной карты по их устранениям. 

Добавить комментарий