В процессе обучения на онлайн-курсе «Проектирование водяного пожаротушения» у слушателей часто возникают вопросы о требованиях сводов правил. Мы стараемся ответить на каждые из них. Вот примеры ответов на вопросы по подключению передвижной пожарной техники к системе трубопроводов автоматической установки пожаротушения (АУП) ?
Какова цель подключения пожарного автомобиля (ПА) к системе трубопроводов АУП?
Для подачи воды от пожарных автомобилей в систему трубопроводов АУП с целью тушения пожара.

СП 485 требует подключения ПА как к напорному коллектору, так и на вход насосной установки. Почему?

Судя по наличию такого требования, есть, как минимум, 2 алгоритма реализации подключения ПА к АУП при помощи патрубков:
1) Подключение в напорный коллектор. Очевидно, требуется в том случае, если насосная установка АУП неисправна/отключена, в общем, — не работает и свои функции по повышению давления не выполняет. Тогда вместо насосной установки АУП давление будут создавать насосы ПА.
2) Подключение на вход насосов. Вероятно, потребуется в том случае, когда насосные установки АУП все же исправна. Однако, есть проблема с подводом воды к насосным установкам по стационарным трубопроводным вводам в насосную (проблема с обводными задвижками на водомерном узле, например). Тогда ПА подключившись к городской сети смогут реализовать подачу воды на вход насосной установки АУП через трубопроводную линию от патрубков.
Какая запорная арматура должна быть на трубопроводах для подключения пожарной техники?
Во-первых, это конечно обратные клапаны, для исключения вытекания воды из водозаполненных коллекторов через патрубки на улицу. Что касается затворов, то очевидно, что они должны быть со стороны водозаполненной трубы к обратному клапану (для возможности его ремонта и замены в случае неисправности без слива воды из системы). А их количество зависит от логики работы по алгоритмам, описанным выше:
1) Если насосная установка АУП не работоспособна, то подача воды может осуществляться как в напорный коллектор, так и во всасывающий параллельно. Т.е. все затворы могут быть открыты.
2) Если насосная установка АУП работает, а ПА подает воду на вход насосов насосной установки АУП, то очевидно, что не допускается одновременная подача воды и в напорный коллектор. Так как при этом насосы ПА будут работать с насосной установкой АУП на одну и ту же трубу, это приведет к возможному «передавливанию» насосов АУП и и их корректная работа будет невозможна. Значит, подачу воды в напорный коллектор нужно перекрыть при помощи запорной арматуры. Но линию подачи воды на всасывающий коллектор нельзя оставить без запорной арматуры после обратного клапана, вот и получаем примерную схему размещения затворов, которая позволить соблюсти требование п. 6.10.17 СП 485.

Ниже на фотографиях примеры того как выводят патрубки для подключения передвижной пожарной техники.



Пример того, почему обязательно должны быть заглушки на патрубках ↓

Согласны с нашей трактовкой данного пункта СП 485? Если есть другие варианты — пишите в телеграм-чате проектировщиков СПЗ?
Приходите учиться, если нужна не только «корочка» ?
Основы со всеми этапами проектирования, включая гидравлический расчет + практика на учебном проекте под руководством эксперта.
Особенности и нюансы для тех, кто подбирает насосы при проектировании АУПТ и ВПВ или проверяет такие проекты.